|
|
|
Глава 1. Личность подростка
§ 2. Задачи и трудности подросткового возрастаЗадачи подросткового возрастаПодросткошлй возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. Л сколько проблем возникает в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Нго не пригласили па коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи. Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Они так и называются — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Р. Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образование» он выделил задачи развития в юности, которые ио- считат обязательными: 1. Принятие своей внешности и умение аффективно владеть телом. 2. Формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. 3. Принятие мужской или женской роли. 4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 5. Подготовка к трудовой деятельности. 6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. 7. Появление желания нести ответственность за себя и общество. 8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни. От решения этих задач никуда нс уйти, с их решением нельзя опоздать, отложить напоследок. Не выполнил эти задачи, считай, что Tie успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьезных отношений. Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписаное правило общественной жизни. Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой. Задачи подростковой и юношеской жизни образуют строгую последовательность. Навыки, которыми ты овладел при решении предыдущей задачи, понадобятся для решения последующей.
Как известно, после юности следует наступление возраста зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами, которые надо решать будучи подростком и юношей, он будет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отношениях с другими людьми в зрелом возрасте. В чем же заключается выполнение этих задач? Рассмотрим их в предложенной последовательности.
|
|
|