Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 1. Личность подростка

 

§ 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста

Подросткошлй возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве.

Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. Л сколько проблем возникает в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Нго не пригласили па коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Они так и называются — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Р. Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образование» он выделил задачи развития в юности, которые ио- считат обязательными:

    1. Принятие своей внешности и умение аффективно владеть телом.

    2. Формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

    3. Принятие мужской или женской роли.

    4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

    5. Подготовка к трудовой деятельности.

    6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

    7. Появление желания нести ответственность за себя и общество.

    8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда нс уйти, с их решением нельзя опоздать, отложить напоследок. Не выполнил эти задачи, считай, что Tie успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьезных отношений. Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписаное правило общественной жизни. Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой. Задачи подростковой и юношеской жизни образуют строгую последовательность. Навыки, которыми ты овладел при решении предыдущей задачи, понадобятся для решения последующей.

    Интересные факты

Личный опыт

Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, и даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. Вот что пишет о своей юности известный американский специалист в области педагогики Дж. Добсон:

«На собственном опыте я понял, какое значение имеют небольшие напряжения. Мое детство было удивительно счастливым и беззаботным. Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе. Я наслаждался счастьем, мои желания, как мне кажется, исполнялись в течение всей моей жизни, за исключением двух лет, с которыми связаны тяжелые переживания.

Эти годы приходятся на период учебы в седьмом и восьмом классах, когда мне было 13-14 лет. В то время я оказался в каком-то двойственном с социальной точки зрения положении, что дало толчок возникновению сильных ощущений неполноценности и сомнений в самом себе. Однако, как ни странно, именно социальный опыт двух этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуальности. Моя способность к сопереживанию, желание добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавливать контакты с подростками — все эти качества сформировались в период, полный юношеских переживаний. Кто бы мог подумать, что те двадцать четыре месяца могут принести хоть что-то полезное? Оказалось, что неудобства, испытанные в то время, помогли мне многому научиться».

Как известно, после юности следует наступление возраста зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами, которые надо решать будучи подростком и юношей, он будет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отношениях с другими людьми в зрелом возрасте. В чем же заключается выполнение этих задач? Рассмотрим их в предложенной последовательности.

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru