Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 5. Подросток и его жилая среда

 

Мой дом, мое жилище. Обществознание

3. Уровень контактного знакомства:

    а) соседи не только знают друг друга по именам и здороваются, но и заходят в гости посмотреть телевизор, поиграть в шахматы, разговаривают нс на общепринятые темы, а передают интимную, личную информацию, демонстрируя более глубокий уровень доверительности;

    б) советуются по жизненно важным вопросам, знают биографию, судьбу друг друга, предпринимают некоторые совместные акции, например пишут коллективные жалобы в ДЭЗ;

    в) под честное слово одалживают крупные суммы, просят друг друга что-то купить. Здесь зарождаются основы как межличностных, так и деловых отношений по принципу «ты — мне, я — тебе».

4. Уровень глубокого знакомства:

    а) поверенные в делах друг друга, дети и взрослые дружат по-настоящему;

    б) если измерять степень предпочтения друзей, то друзья по месту жительства оказываются на первом плане;

    в) стремление работать вместе илы переменить работу, лишь бы быть ближе к соседу;

    г) отдыхают семьями, формируются общие мировоззренческие установки, стереотипы поведения.

Как показывают исследования, наиболее распространенными в современном городе являются приблизительное и поверхностное знакомства.

Сегодня люди стремятся быть независимыми и разобщенными даже тогда, когда этого, может быть, не следует делать. Общаться нам легче только с хорошо знакомыми людьми, родственниками или друзьями.

Район проживания

Ближайшая среда обитания горожанина — не только его дом, но и прилегающие улицы, вместе они составляют то, что называют жилым районом.

Районы города могут быть: историческими, насыщенными памятниками культуры, театрами и музеями; промышленными, где заводов и предприятий больше, чем театров и парков отдыха; они могут быть также «спальными», здесь нет промышленности, театров, музеев, университетов и научно-исследовательских институтов, мало ресторанов, нс хватает спортивных сооружений, зато очень много жилых домов. Как правило, такие районы расположены по окраинам крупных городов.

Центральные районы города называют еще старыми, а расположенные на окраине — новыми. Центр крупного города остается для большинства жителей олицетворением деловой и интеллектуальной жизни. Здесь расположены центральные органы власти, ведомственные учреждения, конторы, университеты и институты, уникальные памятники культуры.

По сравнению с центром города в «спальных» районах жители находятся в менее выгодных условиях. Удаленность от центра создает дополнительные неудобства. Человек лишний раз подумает, прежде чем решится выбраться в музей, театр или сходить па выставку.

Но где бы ни жил человек, со временем он привыкает к своему району и с трудом переезжает на новое место. У многих формируется чувство местного патриотизма. В средних и крупных городах подростки одного района не пускают на «свою» территорию сверстников из других. Между ними могут возникать конфликты. В российском кино нет фильмов на эту тему, но американские фильмы часто повествуют о том, как не на жизнь, а па смерть воюют городские группировки подростков, делят территорию и сферы влияния. Можете ли вы припомнить хотя бы один такой кинофильм?

Привыкание к месту жительства тем сильнее, чем дольше человек живет в своем районе.

Как воспринимается и как влияет характер жилого района на человека? Не секрет, что, меняя место проживания, переезжая в новый район, мы оцениваем не только всевозможные удобства: наличие кинотеатров и магазинов, тротуаров, скверов и подъездных путей, доступность маршрутов общественного транспорта, близость жилого района к месту работы, к городскому центру, к родственникам, друзьям. Не менее важен также образ городского района — как выглядят городские дома, есть ли парки, скверы и лесные массивы. И, лишь взвесив все это, мы решаем, менять насиженное место или поискать лучший вариант.

Удобство расположения домов, магазинов, дворов и улиц — это важный фактор удовлетворения местом жительства, привыкания к нему. Однообразие застройки, серые, невыразительные здания (что еще очень часто, к сожалению, бывает в новых жилых районах) могут ослабить это чувство. Человеку бывает трудно назвать дом «своим», если он как-то не выделен из окружающих точно таких же домов.

Положительно влияют на жителей спортивные и детские площадки, стадионы, стихийно проложенные тропинки для бега в лесу, футбольные поля, корты. Даже просто хорошие аллеи могут стать удобным местом для вечерних прогулок. Часто можно видеть, как дети и подростки с удовольствием играют на стройках или в заброшенных домах. Что ими руководит? Видимо, не только стремление к уединению или желание испытать свое мужество, но также и отсутствие иных возможностей для подвижных игр.

Группы подростков чаще можно встретить не в театрах и музеях, а в подъездах и на лестничных клетках. Стихийные места общения возникают во дворах, в подворотнях.

Таким образом, необустроенность жилых районов может стать одной из причин распространения правонарушений среди части молодежи. Это происходит из-за недостатка возможностей для содержательного проведения свободного времени и часто ведет не только к подавлению культурных устремлений, стимулов, но и к вытеснению их другими, в частности антиобщественными.

В городе и селе жилище играет важнейшую роль.

Человек находится в трех территориях:

    - общественной;
    - домашней;
    - личной.

Общественная территория - это место, доступное всем жителям; домашняя - это где человек непосредственно живет; а личное пространство - это область с невидимыми для глаз границами, которые окружают человека, куда никто не должен вторгаться. У каждой территории есть свои особенности.

    Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятий: «общественная территория», «домашняя территория», «личное пространство».

2. К какой территории относятся:

    а) школа;
    б) прихожая в квартире;
    в) комната в общежитии;
    г) кинотеатр;
    д) автобус;
    е) рабочий кабинет дома;
    ж) детская комната дома;
    з) улица.

3. Продолжите фразу: «Я уютно себя чувствую...»

4. Объясните старинные поговорки и пословицы про дом: «Мой дом — моя крепость», «Дома и стены помогают», «Не дом хозяина красит, а хозяин - дом», «Каково на дому, таково и самому».

5. Что бы вы хотели улучшить в своем доме? В каком доме вы хотели бы жить?

6. Объясните смысл понятий: «приблизительное знакомство», «поверхностное знакомство», «близкое знакомство», «соседи».

7. Чем отличается соседство в городе и в деревне? А чем оно похоже?

8. Что такое «район проживания»?

9. Что, по-вашему, необходимо изменить в вашем районе, чтобы он стал наиболее удобным для жителей?

    Практикум

1. Приведите примеры перенаселенности домов и городов из сказок и художественной литературы. К каким проблемам это приводило?

2. Определите, к какой части города - историческому центру или новостройкам - относится ваш район проживания. Объясните, почему вы так думаете.

3. Определите, относится ваш район проживания к числу промышленных зон или нет.

4. Напишите небольшое сочинение на тему «Достопримечательности моего района».

5. Составьте маршрут «Мои любимые места в районе».

6. Напишите правила взаимоотношений с соседями.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru