Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 1. Личность подростка

 

§ 3. Быть взрослым

Период взросления

Подростковый период жизни можно назвать периодом взросления. Оно приходит к человеку — юноше и девушке — с первыми признаками половой зрелости. Подростки растут очень быстро, особенно в середине подросткового периода. Пропорции их тела приобретают взрослые очертания, большие перемены происходят и в психологии. Все изменения отражаются на поведении подростков, их отношении к окружающему, к родителям, к сверстникам.

Поскольку подростки хотят быстрее стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ самовыражения. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и своих друзей. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы, судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их.

Внимание детей легко переключается с предмета на предмет. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Подростки иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к окружающим, но могут проявить добрые чувства и любовь к близким людям, готовность помочь. Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно, противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости выражается суть подросткового возраста.

Это возраст контрастов, перемен, экспериментирования и роста. Их искания помогают выбрать собственный путь в жизни, приблизившись к миру взрослых. А подобный выбор, быть может, и есть самая важная задача на данном этапе жизни.

В подростковом возрасте человек начинает выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства прошла, и самое время всерьез заняться решением нравственных и профессиональных проблем.

Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравственных норм и не постигшие их глубины, пытаются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу в целом. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки. Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они еще не знают, насколько сложно устроено общество.

Альтруизм (фр. altruisme, лат. alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму.

Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг и фильмов. Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, часто превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнивая возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и часто становятся в позу критиков. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у подростков именно потому, что внутри их постоянно происходит осмысление жизни. Из-за психологической незащищенности в трудной жизненной ситуации подростки могут отождествлять себя со слабыми, бедными жертвами жестокого общества. Их восприятие несправедливости отражает личные внутренние переживания. Они начинают критически относиться не только к себе, но и к окружающим взрослым людям. Только позднее, уже в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять возможности, перестают «парить в облаках». Они становятся более понимающими, терпимыми. Юноша взрослеет, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращается в человека, стремящегося к реальным достижениям.

Подростковый возраст, возможно, самый противоречивый, это испытание, данное каждому человеку. Пройти его в одиночку очень сложно, рядом должен быть мудрый наставник-взрослый. Только взрослый, обладающий более широким кругозором, лучшим знанием жизни, знающий, как сложны отношения между людьми, владеющий профессией и мастерством, способен передать подростку накопленный капитал знаний о жизни.

Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru