Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 1. Личность подростка

 

Самооценка подростка

Самовоспитание

В становлении личности большую роль играет самовоспитание. Незаменимую ценность в этой непрекращаюшейся на протяжении всей жизни работе представляет чтение книг. Познакомитесь с героем хорошей книги — и в вашем окружении одним прекрасным человеком станет больше. Книги рассказывают об огромных возможностях человека в интеллектуальной, духовной, физической сферах. Познавая свои возможности, человек становится сильнее, у него появляется потребность в самовоспитании.

Познакомимся с некоторыми методами самовоспитания, предложенными ученым М.И. Станкипым, одним из них является самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе, например: «Разговаривать спокойно!» Применяется самоприказ, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению. Самовнушение помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими, представлять собой категорическое и обязательно положительное утверждение: «Я уверен в себе», «Я овладею этим материалом» и др. Во многих жизненных ситуациях целесообразно использовать прием самоободрения. Так, при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, они вселяют уверенность в своих силах. Полезно также по-иному, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам. «У меня самые красивые уши в мире, - улыбаясь, говорил древнегреческий философ Сократ. — Назначение ушей - воспринимать звуки. Моя огромная оттопыренная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно». В случаях даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря себе: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось», «И дальше так!». А в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!». Такой прием называется самостимуляцией.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою волю, делать себя здоровым и сильным. По такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно. Выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой 63 года без перерывов вел свои дневники, постоянно увеличивая требования к себе.

Кроме собственных ощущений подростка в формировании самооценки большое значение имеет отношение к нему сверстников, учителей и родителей. Объективно высокая самооценка стимулирует развитие подростка.

    Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятия «самооценка».

2. Что способствует высокой, а что - низкой самооценке подростка?

3. С какими трудностями сталкиваются в жизни подростки с низкой самооценкой? Как бороться с этими трудностями?

4. Как вы понимаете смысл приведенного выражения: «Надо принять себя таким, какой вы есть»?

    Практикум

Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопрос по его содержанию.

Американский специалист в области воспитания подростков доктор Дж. Добсон рассказывает о своем педагогическом опыте:

«Когда я был учителем в старших классах средней школы, мне преподали такой урок. Однажды мне стало ясно, что я могу требовать от учащихся соблюдения порядка и дисциплины только в том случае, если сумею подойти к ним с уважением и признанием чувства их собственного достоинства.

Я делал все возможное, чтобы заслужить дружбу своих учеников до и после занятий в школе, во время завтрака или стычек в классной комнате и после уроков. Я проявлял твердость, особенно когда дети пытались бросить мне вызов, но при этом никогда не проявлял неучтивости, недоброжелательности, не допускал даже малейшей возможности кого-то оскорбить. Я заступался за ребенка, которому дети определили роль «мальчика для битья», настойчиво помогал каждому ученику обрести уверенность в себе, ощутить чувство собственного достоинства. Однако я никогда не шел на компромисс в отношении норм поведения. Учащиеся входили в класс без лишней болтовни. Они не жевали резинку, не вели себя неуважительно, не ругались, не тыкали друг друга в спину перьями от авторучек. Все понимали: я - капитан корабля, который ведет его твердой рукой». Объясните, какое отношение к подростку может помочь ему уважать себя.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru