|
|
|
Глава II. Право
Семейные правоотношения (окончание)Правоотношения родителей и детейРождение ребёнка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органами ЗАГСа. В нём указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения ребёнка, а также данные родителей. Па этой основе возникают правоотношения родителей и детей. Отличительная особенность родительских прав в том, что, во-первых, они являются преимущественно и их обязанностями. Так, родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Им принадлежит также право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Они вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их. Во-вторых, оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей. В-третьих, права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребенком 18 лет (совершеннолетия). В-четвёртых, обязанности родителей сочетаются с правами детей и способствуют их реализации. Рассмотрим подробнее права ребёнка и соответствующие им права и обязанности родителей. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. При этом способы воспитания должны исключать грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Вероятно, многие из вас, опираясь на свой личный опыт общения с родителями, удивятся этим юридическим запретам. Однако они, к сожалению, не лишены веских оснований, ибо в стране участились случаи злоупотребления родительскими правами. Вдумайтесь в эту фразу. Она означает, что родители при использовании своих прав причиняют вред (зло) ребёнку.
Отметим, что за уклонение от обязанностей по воспитанию своих детей, жестокое обращение с ними родители могут быть лишены родительских прав или временно ограничены в правах. Однако они не освобождаются от обязанности по содержанию детей и должны платить алименты. Если доказано, что родители вовлекают детей в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, то по закону их ждёт уголовное наказание. Ребёнку принадлежит право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Если, к примеру, родители обсуждают, где и в какой форме их ребёнок будет получать образование, то он может принимать участие в этом обсуждении. Учёт мнения ребёнка, достигшего 10 лет, является обязательным, но только при условии, что оно не противоречит его собственным интересам. Скажем, если дочь хочет заниматься в балетной школе, а ей противопоказаны большие физические нагрузки, то родители могут поступить в данном случае по своему усмотрению. Ребёнок имеет право на защиту. Папа и мама — законные представители своего ребёнка в отношениях с третьими лицами, например тренером спортивной школы. И если тренер несправедлив к их ребёнку или грубо обращается с ним, то родители вправе и обязаны защитить своё чадо. В случае, когда ребёнку требуется защита от самих родителей, он может обратиться в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста — в суд. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками даже тогда, когда родители в разводе и он живёт с одним из них. По закону родитель, проживающий раздельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребёнка, общаться с ним. Соответственно другой родитель не имеет права этому препятствовать. Противоправен также отказ родителей (или одного из них) кому-либо из родственников видеться с ребёнком. Выше уже отмечалось, что родители обязаны содержать своих детей. Чаще всего они добровольно выполняют эту обязанность, обеспечивая ребёнка всем необходимым для жизни, учёбы, развития. Но если кто-то из них не выполняет своих обязанностей, то с него взимаются алименты, ибо ребёнок имеет право на содержание от своих родителей. В свою очередь дети обязаны оказывать помощь и поддержку своим родителям. До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ 1. Являются ли понятия «фактический брак», «гражданский брак», «фиктивный брак» синонимами? Ответ поясни. 2. Каковы условия и порядок заключения брака? 3. В чём суть и особенности семейных правоотношений? 4. Почему закон придаёт такое большое значение реализации личных прав и обязанностей супругов? 5. Чем отличается законный режим от договорного режима имущества супругов? 6. Как связаны между собой права и обязанности родителей и детей? В КЛАССЕ И ДОМА 1. Друг и любимый человек шестнадцатилетней Татьяны, у которой недавно в автомобильной катастрофе погибли родители, уезжает после окончания института в длительную заграничную командировку и предлагает ей вступить с ним в законный брак. Таня была бы счастлива стать женой Володи, но уверена, что их брак не будет зарегистрирован, ибо она не достигла совершеннолетия. Права ли Таня? Поясни свой ответ. 2. Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям, людям среднего достатка: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я имею право, как Светлана (её лучшая подруга), заниматься с репетиторами и ездить отдыхать за границу...» Выскажи своё мнение, права ли Ольга. Ответ поясни. Если бы ты был на месте родителей Ольги, что бы возразил дочери? Как поступил бы в этой ситуации и почему именно так? 3. Аркадий четырнадцати лет жалуется своим друзьям: «Мои родители — жестокие люди. Они требуют, чтобы в 21.00 я был дома, проверяют, сделаны ли мною уроки, не хотят «разориться» на новый мобильный телефон, а три старых я давно потерял». Может ли в данном случае быть поставлен вопрос о лишении родителей Аркадия родительских прав? Аргументируй свой ответ. 4. В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Сазоновых гражданка Сазонова попросила не включать в общее имущество загородный дом, приобретённый супругами во время брака, но на средства, заработанные лично ею в загранкомандировке. Выскажи своё мнение, как поступит суд. Ответ поясни. 5. Отец рассказал своему приятелю, как он однажды накричал на свою 14-летнюю дочь и прочитал ей нотацию насчёт полного отсутствия чувства ответственности из-за того, что она пришла домой на час позже предварительно оговорённого по телефону времени. «Но моя дочь оказалась умницей, — сообщил с гордостью отец. — Она...» Как должна была поступить дочь при взрыве отцовского негодования, как вести себя в дальнейшем, чтобы не нарушать прав и обязанностей своих родителей? 6*. Сочини небольшой рассказ, в котором на конкретных примерах прослеживались бы нарушения прав ребёнка (не менее трёх прав). ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе». Сократ (470/469—399 до н.э.),
«Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость — обоюдна, а обязательства — взаимны». Н. К. Анспахер (1878—1947),
|
|
|