Главная >> Психодиагностика. Немов

Методы психодиагностики младших школьников

 

Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников

Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования — то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений — это одна из задач образования.

При проведении личностной и межличностной психодиагностики детей младшего школьного возраста возникают проблемы, близкие к тем, которые мы уже обсуждали в соответствующем разделе предыдущей главы. Младшие школьники, особенно учащиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению еще очень похожи на старших дошкольников.

Тем не менее психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надежных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста. Одним из специальных детских тестов личностного плана является, например, уже описанный нами в предыдущей главе тест для психодиагностики мотивации достижения успехов. Он применим и для младших школьников, хотя в двух старших классах начальной школы вполне можно использовать проективный тест изменения этой же потребности, предназначенный для взрослых и основанный на Тематическом Апперцептивном Тесте Г. Маррея.

Методика 24. Изучение мотивации достижения успехов

Полное описание данной методики содержится в третьем разделе седьмой главы книги. Добавим к этому некоторые рекомендации, касающиеся сбора и систематизации экспериментальных данных.

Для облегчения проведения анализа графических изображений рекомендуется воспользоваться следующей таблицей, где представлены признаки, выделяемые в ходе анализа, и оценки этих признаков в баллах (табл. 8).

В эту таблицу-протокол в соответствующую графу и строку вносятся все отмечаемые в рисунке ребенка детали. По окончании анализа подсчитывается количество плюсов и минусов и производится их алгебраическая суммация. В результате получают количественный показатель степени развитости у детей мотивации достижения успехов (если сумма оказалась положительной) или мотивации избегания неудач (если сумма оказалась отрицательной).

Табличный протокол к методике для оценки уровня развития мотивации достижения успехов у младших школьников

Замечания к таблице

Графы 3 и 4 в этой таблице имеют двойное наименование и двойное функциональное значение. Если оцениваемая деталь изображения может быть как одиночной (дискретной), так и соединенной с другими (смешанной), то указанные графы протокола используются, соответственно, для дифференцированной знаковой оценки деталей изображения по данному критерию. Эти же графы можно использовать для того, чтобы проставлять в них соответствующие оценки (если оцениваемая деталь изображения подобным образом не классифицируется).

Оценка результатов и выводы об уровне развития

Поскольку данная методика в нашей стране для психодиагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста применялась мало, для нее заранее, на основе опыта и интуитивных соображений трудно установить приемлемые нормы и предложить некоторую стандартизированную десятибалльную шкалу оценки. То же самое относится к возможности определенных суждений об уровне развития мотивации достижения или мотивации избегания неудачи у детей. Вместе с тем кое-какие выводы о состоянии мотивации ребенка можно сделать и в отсутствие установленных тестовых норм. Обсудим их.

В практике применения этой методики могут встретиться четыре типичных случая сочетания величин потребности в достижении успехов (положительные баллы) и потребности избегания неудач (отрицательные баллы).

1- й случай. Обе потребности достаточно сильно развиты. Этому случаю соответствует значительное количество как положительных, так и отрицательных баллов, набранных ребенком в результате анализа его изображений (как правило, много тех и других). Здесь мы можем констатировать наличие выраженного конфликта между двумя противоположно направленными и достаточно сильными мотивационными тенденциями: стремлением к успехам и боязнью неудач. Ребенку, которому свойствен этот конфликт мотивов, будет трудно принимать решения в социальных ситуациях, связанных с возможными успехами или не менее вероятными неудачами. Он будет сильно эмоционально переживать такие ситуации, проявляя при этом нерешительность в действиях.

2- й случай. Обе потребности — стремление к успехам и боязнь неудач — у ребенка относительно слабо развиты. В этом случае в соответствующих социальных ситуациях какие-либо выраженные эмоциональные переживания у него будут, скорее всего, отсутствовать, и к своим успехам, равно как и к неудачам, он будет относиться безразлично.

3- й случай. Потребность в достижении успехов развита у ребенка в гораздо большей степени, чем боязнь неудач. Такой ребенок будет постоянно стремиться брать на себя трудные задания, рисковать, соревноваться с другими людьми, демонстрировать свои достижения, не обращать особого внимания на неудачи и ожидать положительной оценки со стороны окружающих людей. У него, скорее всего, обнаружатся завышенный уровень притязаний, неадекватная, завышенная самооценка и сравнительно низкая тревожность, сопровождаемые некритичностью в оценке своих поступков.

4-й случай. Боязнь неудачи достаточно сильно развита и очевидно преобладает над стремлением к успехам. Такой ребенок будет вести себя противоположным образом по сравнению с тем, который был описан в третьем случае. Он, напротив, чаще всего будет стремиться брать на себя простые задачи, сильно переживать по поводу своих неудач и гораздо меньше внимания обращать на успехи. Вероятнее всего, у него обнаружатся заниженный уровень притязаний, неадекватная, заниженная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности.

Продолжение >>>

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru