Главная >> Психодиагностика. Немов

Что такое экспериментальная педагогическая психология

 

Понятие об экспериментальной педагогической психологии

Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно расширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. В отличие от прошедших веков не интересы академической науки, а сама жизнь диктует психологии новые проблемы исследования. Если раньше психология в основном представляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время быстрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии, где также широкое применение находит эксперимент. Однако такой эксперимент ориентирован не на получение так называемых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач. К подобного рода экспериментам может быть отнесена, например, опытная проверка ценности и полезности психологических рекомендаций, используемых в практической медицине, образовании, экономике, праве и других областях жизни.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделение развитых отраслей психологии на собственно научные и прикладные. Научные направления ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии и поведения. В прикладных отраслях на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации.

По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической психологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психологопедагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет прежде всего о практике обучения и воспитания детей, подготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе преподавателей, учителей и руководителей системы образования. Основными признаками любого экспериментального психолого-педагогического исследования являются следующие:

    1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования.

    2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема.

    3. Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.

    4. Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы.

    5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики.

Приведем несколько примеров прикладных экспериментальных психолого-педагогических исследований.

П р и м е р 1. Эксперимент, цель которого состоит в том, чтобы найти и практически проверить эффективные психолого-педагогические средства ускорения развития ребенка.

Предполагается, что психолог-экспериментатор, наблюдающий за ходом процесса развития детей в сложившихся условиях их обучения и воспитания, сопоставляя это развитие с резервными возможностями ребенка, делает вывод о том, что в сложившейся педагогической практике эти возможности используются далеко не полностью. Проанализировав причины такого состояния дел, исследователь формулирует гипотезу, включающую в себя предположение о характере желательных изменений и их возможном эффекте. Эта гипотеза может, например, содержать в себе утверждение о том, что задуманное (проверяемое в эксперименте) изменение условий обучения и воспитания должно будет привести к ускорению психологического развития детей.

Далее, исходя из сформулированной гипотезы, задумывается и проводится эксперимент, направленный на проверку данной гипотезы. Если она подтверждается, то на ее основе делаются выводы и даются практические рекомендации по совершенствованию обучения и воспитания детей, которые затем внедряются в жизнь.

П р и м е р 2. Эксперимент, предполагающий научную проверку некоторого нового метода обучения.

Допустим, что, изучив реальное состояние дел в применении на практике различных методов обучения, психолог или педагог делает вывод о том, что сложившиеся методы обучения недостаточно и не полностью учитывают возможности усвоения детьми полезной учебной информации, что эти методы могут и должны быть существенно улучшены или заменены на более совершенные.

Далее в форме научной гипотезы высказывается предположение о том, каким должен быть более совершенный метод обучения, и для проверки правильности данной гипотезы организуется и проводится эксперимент. Суть эксперимента может состоять в том, чтобы доказать данную гипотезу, т.е. продемонстрировать, что предложенный новый или измененный старый метод обучения действительно дает в научении лучшие результаты, чем до сих пор применяемые методы. Подтверждение этой гипотезы в научном прикладном эксперименте явится основанием для дальнейшего внедрения в педагогическую практику нового метода обучения.

 

 

Рейтинг@Mail.ru