Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 16. Теоретическое введение в научение

 

Темы, вопросы, литература

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Виды, условия и механизмы научения. Факторы, определяющие успешность научения

    1. Понятия учебной деятельности, научения, обучения и учения.

    2. Виды научения.

    3. Механизмы научения.

    4. Социально-психологические факторы, определяющие успешность научения.

Тема 2. Соотношение научения и развития

    1. Три точки зрения на связь научения и развития.

    2. Научение и созревание организма.

    3. Психическое развитие и созревание.

Тема 3. Теория учебной деятельности

    1 Структура учебной деятельности.

    2. Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности.

    3.Психолого-педагогические требования к обучению как к преподаванию.

    4.Психолого-педагогические требования к учению как усвоению учащимися знаний.

    5.Формы организации учебной деятельности.

    6. Индивидуальные различия в учебной деятельности.

    7. Основные параметры, по которым оценивается развитость учебной деятельности.

Тем а 4. Современные концепции научения

    1.Теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений, умственных действий (П. Я. Гальперин).

    2.Теория формирования научных понятий у школьников (В. В. Давыдов).

    3.Теория проблемного обучения (Л. В. Занков, А. М. Матюшкин).

Темы для рефератов

1.Основные понятия психологической теории научения.

2.Соотношение научения и психического развития учащихся.

3.Требования, предъявляемые к учебной деятельности.

4.Психологические теории научения.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психологические условия оптимальной организации учебной деятельности учителя (обучения).

2. Психологические условия оптимизации учебной деятельности ученика (учения) .

3. Психологические проблемы развивающего обучения.

4. Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов.

Литература

I

Брунер Д. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации.— М., 1977. (Обучение и развитие. Готовность к обучению: 359—377.)

Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//Вопросы психологии.—1991.—№ 6.

Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984. (Понятие обучения: 12—21, 53—55. Систематизация учебных процессов: 74—180.)

История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты.— М., 1986. (Теория Пиаже: 232—292.)

Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение,— М., 1981. (Приемы учебной работы: 6—15. Управление учебной деятельностью: 23—28. Показатели и условия умственного развития учащихся: 29—42. Учебная деятельность в условиях развивающего обучения: 42—91.)

Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.— М., 1981. (Обучаемость и ее компоненты: 26—33. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников: 144—155. Психолого-педагогические принципы развития продуктивного мышления школьников: 155—188. Проблемность обучения: 156—162. Индивидуализация и дифференциация обучения: 162—171.)

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987. (Понятие учения и его виды: 21—40. Индивидуальные различия в учебной деятельности: 41—78.)

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987. (Ведущая деятельность: 13—16.)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т,— М., 1983.—Т. 1. (Овладение учащимися научными понятиями: 324—347. Психологические вопросы сознательности учения: 348—381.)

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения.— М., 1970. (Основные аспекты психологической теории учения: 16—31. Решение проблем и учение: 327—339. Психологические проблемы теории учения: 486—591.)

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981. (Проблема развития языка у детей: 40—53.)

Линдсей П., Нормам Д. Переработка информации у человека (введение в психологию).—М., 1974. (Обучение и развитие познавательных способностей: 442—472.) Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981. (факторы интеллектуального развития ребенка: 53—56.)

Одаренные дети.—М., 1991. (Психологическая характеристика одаренности детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157. Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.)'

Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума).—М., 1966. (Игра и развитие ребенка (А. В. Запорожец): 5—10. Основные вопросы теории детской игры (Д. Б. Эльконин): 11—37.) ,

Развитие личности ребенка.— М., 1987. (Интеллект и достижения детей: 131—150.)

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.—М., 1984. (Научение (основания): 42—69. Язык и научение человека: 70—91. Мысль, речевое общение, действие (о теориях Пиаже, Брунера, Выготского, Гальперина): 91—128. Задачи обучения: 161—193. Анализ обучения: 193—210. Обучение понятию: 210— 235. Обучение психомоторным навыкам: 235—255. Обучение решению проблем-256—280. Закрепление научения: 280—310. Структура навыков обучения- 310— 332. Программированное обучение: 332—354. Оценка научения и обучения- 355—376 Научение обучению: 437—452.)

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы).—М., 1984. (Требования к теории обучения: 42—55. Теория поэтапного формирования умственных действий: 56—145. Формирование умственных действий и научных понятий: 146—223. Ассоциативно-рефлекторная теория как основа программированного обучения: 224—250. Бихевиоризм как психологическая основа программированного обучения: 251—318.) .

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.— М., 1976. (Проблема инстинкта и научения. Инстинктивное поведение. Научение: 24—87.)

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.— М., 1974. (Особенности школьного обучения: 9—26. Структура и формирование учебной деятельности: 40—54.)

Якиманская И. С. Знание и мышление школьника.— М., 1985. (О природе умственной активности школьников: 7—11. Формирование способов умственной деятельности при усвоении знаний: 27—45. Организация умственной деятельности школьников на уроке: 45—59.)

Якиманская И. С. Развивающее обучение.— М., 1979. (Психологические основы активизации учебной деятельности учащихся- 7—42 Характеристика учебной деятельности: 43—62. Формирование приемов учебной деятельности в процессе обучения: 62—104.)

II

Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца.— М., 1979. (Научение у детей: 12—26.) , ...

Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации.— М., 1986. (Импринтинг: 147—154.)

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского,— М., 1979. (Обучение и развитие: 30—33. Сущность и виды научения: 170—182. Факторы, влияющие на научение: 183—189. Обучение умениям и навыкам: 189—193, 211—215. Формирование знаний и понятий: 193—203. Развитие мышления в учении: 203—210.)

Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.— М., 1981 (Мотивация учения: 5—-26. Теоретические подходы к обучению: 27—49. Организация учебной деятельности в малых группах: 109—115.)

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка — М., 1985.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении.— М., 1972. (Особенности образования понятий у школьников: 27—34. Ж. Пиаже о роли действия в мышлении: 224—247. Теория мышления и обучение: 332—399. Психологический анализ трудностей усвоения материала: 111—171.)

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986. (Теория эмпирического мышления в педагогической психологии: 83—96д 102—104.)

Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников//Вопросы психологии.—1981.—№ 6.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей.— М., 1985. (Критика теории Ж. Пиаже: 70—89. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: 158—176. Психологический анализ трудностей в учении: 102—115. Обучение в школе (преодоление отставания): 115—133.)

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения.— М., 1970. (О роли слова в учении: 277—293.)

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.— М., 1986. (Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: 4—13. Нравственное развитие ребенка-дошкольника: 13—28.)

Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе общения//Вопросы психологии.— 1984.—№ 5—С. 41—44.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984. (Умственное развитие и способности: 47—54.)

Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения.— М., 1990. (Мотивация учения (направления исследований): 5—54. Формирование мотивации учения школьников: 54—75. Мотивация совместной учебной деятельности: 78—121. Тренинг мотивации: 122—179.) .

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются (общество и способности человека): Книга для учителя.—М., 1989. (Факторы и условия развития интеллекта: 33—37, 50—82.)

Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик.— М., 1988. (Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения: 18—35.)

Норман Д. А. Память и научение.— М., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10—14. Способы научения: 103—114.)

Особенности обучения и психического развития школьников 13— 17 лет.— М., 1988. (Теоретические вопросы психологии обучения школьников: 6—19. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности обучения: 139—152.)

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.— (Влияние эмоционального общения на возникновение первых слов у детей: 99—118.)

Особенности психического развития детей б—7-летнего возраста.— М., 1988. (Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4—11.)

Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 1985. (Обучение и умственное развитие ребенка: 9—20.)

Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении.—М., 1988. (Символическая деятельность в обучении: 258—271.)

Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти.—М., 1966. (Значение повторения при заучивании: 300—329. Законы памяти и их. использование в обучении детей: 330—341, 402—414.)

Способности и склонности: комплексные исследования.—М., 1989. (Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний: 56—83.)

Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя.— М., 1988. (Общее понятие о познавательной деятельности: 8—19. Виды познавательной деятельности: 20—57. Закономерности процесса усвоения: 58—90. Формирование познавательной деятельности: 91—172.)

Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.— М., 1987. (Основные принципы организации и проведения учебного процесса: 9—62. Организация учебно-познавательной деятельности (передовой педагогический опыт): 63— 176. Модель учебной деятельности учащегося: 178—184.)

Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю.— М., 1985. (Психология обучения: 95—141.)

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки.— 2-е изд.— М., 1974. (Учение Ж. Пиаже об интеллекте: 270—289.)

III

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.—М., 1980. (Память и научение: 204—272.)

Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математизированную теорию обучения.—М., 1969. (Теория обучения )

Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. _Я-концепция и успеваемость школьников: 246—274.) Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение.-М., 1983. Проблемная ситуация. Виды проблемности: 34—44, 52—70.)

Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошк. возраст).—М., 1969. (сенсорное воспитание: 292—340.)

Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы.— М., 1977. (Формы организации коллективной познавательной деятельности: 41—90.)

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо и др.—М., 1984. (Учебная деятельность. Мотивы учения: 84—115.)

Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся.— М., 1989. (Развитие образного мышления в процессе обучения: 5—42. Образное мышление в процессе усвоения математики: 69—112.)

Вулдридж Д. Механизм мозга.— М., 1965. (Виды научения: 279—300. Сознание и обучение: 310—323.)

Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка//Вопросы психологии.—1969.—№ 1.—С. 15—25. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР.— М., 1959.— Т. I.—С. 441—469.

Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность.—Свердловск, 1988. (Психологическая характеристика учебной деятельности: 39—55. Усвоение знаний и формирование понятий: 56—72.) .

Дусавицкий А. К. Дважды два—икс.—М., 1985. (О теории Ж. Пиаже: 11—23.)

Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. Методические рекомендации.— Киев, 1984. (Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.)

Ильясов И. И. Структура процесса учения.— М., 1986. (Структура процесса учения: 10—67, 74—100. Учение и его виды: 68—74. Сравнительная эффективность разных вариантов учения: 137—156.)

Исследование мышления в советской психологии.— М., 1966. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236—277.)

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987. (Учение и личность: 79—118. Развитие познавательной деятельности ребенка: 119—160.)

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта.— М., 1983. (Инстинкты и научение в эволюции когнитивных процессов: 56—75.)

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.—Киев, 1971. (Формирование произвольного (волевого) поведения ребенка: 78—98. Условия развития волевого поведения ребенка: 145—161.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление: психологический очерк.— М., 1977. (Культура, научение и память: 153—173.)

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников.— М., 1968. 1 (Структура математических способностей школьников: 201—4.00.)

Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980. (Организация внимания учащихся на уроке: 19—25. Факторы, влияющие на состояние внимания школьников: 42—46. Практические рекомендации по организации внимания школьников: 66—89.)

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984. (Значение для развития способностей склонности к труду и потребности в деятельности: 37-43.)

Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.— М., 1972. (Проблемная ситуация: 28—46. Решение проблемных ситуаций как условие развития мышления: 73—86. Проблемные ситуации в обучении: 87—167. Эффективность проблемного обучения: 168—180. Правила проблемного обучения: 181—186.)

Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.— 1982.—№ 4.—С. 5-17.

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются.— М., 1989. (Развитие интеллекта—настоятельная потребность времени: 5—12, 31—33.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии.— Л., 1987. (Нейрофизиология памяти и обучение: 132—172. Нейрофармакологическая регуляция памяти и обучение: 309—324.)

Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся.— М., 1989. (Показатели развития лингвистического мышления учащихся: 102—124.)

Милнер П. Физиологическая психология.— М., 1973. (Память и обучение: 529—583.)

Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития.— М;, 1986. (Умственное развитие школьников, отстающих в учении: 9—22. Волевая регуляция деятельности у школьников, отстающих в учении: 85—104. Самооценка и уровень притязаний у отстающих в учении школьников: 104—124. Мотивация учения У отстающих школьников: 124—143.)

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.—М., 1977. (Обучение как стихийный, неорганизованный процесс: 24—35.)

Познавательная активность в системе процессов памяти.— М., 1989. (Память в учебной работе школьников: 137—169.)

Понугаева А. Г. Импринтинг (запечатлевание).—Л., 1973. (Импринтинг и его биологическое значение: 82—87. Импринтинг и теория обучения: 88—95.)

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.—М., 1974. (Имитация у животных и человека: 298—351.)

Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. (Психологические трудности в обучении детей: 313—321.)

Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.— М., 1987. (Предмет, структура и психологические условия возникновения учебной деятельности: 5—36. Соотношение операционального и конструктивного способов анализа объекта. Критика концепции Ж. Пиаже: 37—46. Способы организации совместных учебных действий школьников: 88—105.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. IV.— М., 1973. (Условные реакции: 13—58. Научение: 59—208.)

Хорн г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов.—М., 1988. (Импринтинг: 301—308.)

Якиманская И. С. Знание и мышление школьника.—М., 1985. (Мышление и решение учебных задач: 59—76.)

 

 

Рейтинг@Mail.ru