Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 20. Учение и научение в средних и старших классах школы

 

Темы, вопросы, литература

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Становление теоретического интеллекта

    1. Основные направления развития теоретического мышления учащихся в средних и старших классах школы.

    2. Ускоренное развитие речевого мышления.

    3. Совершенствование процесса формирования понятий.

    4. Становление внутреннего плана действий.

    5. Необходимость комплексного развития всех сторон интеллекта учащихся старших классов.

Тема 2. Совершенствование практического мышления

    1. Виды практического мышления, которые необходимо развивать у старшеклассников.

    2. Пути формирования предприимчивости у подростков.

    3. Средства развития экономности и расчетливости в старшем школьном возрасте.

    4. Обучение умению быстро и оперативно решать практические задачи.

Тема 3. Профессионализация трудовых умений и навыков

    1. Подростковый и ранний юношеский возраст как сензитивные периоды для развития базовых профессиональных, умений и навыков.

    2. Роль и место общения в развитии детей среднего и старшего школьного возраста.

    3. Пути совершенствования трудовых умений и навыков у подростков.

Тема 4. Развитие общих и специальных способностей

    1. Принципы развития общих и специальных способностей в подростковом и раннем юношеском возрасте.

    2. Мотивация профессионально ориентированного учения старшеклассников,

    3. Проблема адекватной учебной загруженности старших школьников.

Темы для рефератов

1. Основные направления интеллектуального развития школьников в средних и старших классах.

2. Виды и особенности практического мышления старшеклассников.

3. Формирование общих и специальных, профессионально ориентированных способностей у старшеклассников.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психолого-педагогические средства ускоренного интеллектуального развития старшеклассников.

2. Пути формирования практического мышления у старшеклассников.

3. Психолого-педагогические основы организации труда подростков и юношей.

4. Психологические основы профессиональной ориентации старшеклассников.

Литература

I

Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976. (Обучение старшеклассников: 16—30, 44—54.)

Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.— М., 1981. (Специфика решения проблемы старшеклассниками: 140—144.)

Мир детства: подросток.— М., 1989. (Подросток в учении: 173—224.)

Мишель Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие.— М., 1991. (Когнитивное развитие (формальное мышление, интеллектуальные способности): 86-99.)

Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. (Подростковый возраст: 122—133.)

II

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М., 1971. (Средний школьный возраст: 162—182. Старший школьный возраст: 182—220.)

Маркова А. К. Психология обучения подростка.— М., 1975. (Отношение подростка к школе и учению: 3—16. Резервы познавательных возможностей в среднем школьной возрасте: 16—26.)

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981. (Развитие мышления в подростковом возрасте: 104—109.)

Развитие логической памяти у детей.—М., 1976. (Обучение запоминанию школьников: 72—186.)

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru