Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 21. Теоретические вопросы воспитания

 

Темы, вопросы, литература

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Цели воспитания

    1. Определение целей воспитания.

    2. Зависимость целей воспитания от состояния общества.

    3. Общечеловеческие нравственные цели воспитания.

    4. Социально-специфические, экономические и политические цели воспитания.

Тема 2. Средства воспитания

    1. Классификация психологических средств воспитания.

    2. Прямые и косвенные средства воспитания.

    3. Сознательные и неосознаваемые средства воспитания.

    4. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие средства воспитания.

    5. Психотерапевтические средства воспитания.

Тема 3. Институты воспитания

    1. Основные институты воспитания.

    2. Воспитание в семье.

    3. Воспитание в школе.

    4. Воспитание через средства массовой информации.

    5. Воспитание литературой и искусством.

Тема 4. Теории воспитания

    1. Психологические аспекты теории воспитания.

    2. Биогенетическая теория воспитания.

    3. Социогенетическая теория воспитания.

    4. Воспитание характера человека.

    5. Воспитание базисных и вторичных черт личности.

    6. Воспитание поведения.

Темы для рефератов

1. Психологические средства воспитательного воздействия.

2. Институты воспитания, их функции и возможности.

3. Психологические, теории воспитания.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1.Сравнительный анализ достоинств и недостатков различных средств воспитательного психологического воздействия.

2.Критический анализ психологических теорий воспитания.

Литература

I

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя.— М., 1987. (Игра как средство воспитания: 25—39. Воспитание в игре: 113—143.)

Воспитание и обучение детей шестого года жизни.— М., 1987. (Воспитание в игре: 15—27. Воспитание в труде: 27—34.)

Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991. (Психологические аспекты и проблемы воспитания: 81—93. Инстинкты как предмет, механизм и средство воспитания; 102—123. Воспитание эмоционального поведения: 138—144. Трудовое воспитание: 241—336. Нравственное воспитание: 249—270. Эстетическое воспитание: 270—301.)

Джайнот X. Дж. Родители и дети.— М., 1986. (Формирование дисциплины, ответственности, независимости: 38—65.)

Одаренные дети.— М., 1991. (Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.)

Психологические проблемы нравственного воспитания детей.— М., 1977. (Психологические механизмы усвоения детьми этических норм: 59—108.)

Развитие общения дошкольников со сверстниками.— М., 1989. (Влияние общения на развитие личности дошкольника: 166—187.)

Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983. (Ранние предпосылки к развитию личности (младенческий возраст): 11—29. Поощрения и наказания в воспитании детей: 77—85. Страх и тревожность у детей: 110—125. Агрессивность у детей: 125—135. О типах воспитания: 145—154.)

Раттер М. Помощь трудным детям.— М., 1987. (Различия между мальчиками и девочками: 135—140. Особенности темперамента и его влияние на развитие ребенка: 140—152.)

Субботский Е. В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии.— 1979.—№ 3.— С. 47—55.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей,— М., 1984. (Психологические модели морального развития: 6—19. Понятие и формы нормативной регуляции поведения детей: 27—35. Нормативная регуляция поведения детей:36—80. Саморегуляция поведения детей на основе норм морали: 81—138.)

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Развитие нравственных чувств у школьников: 190—227. Пути воспитательного воздействия на эмоциональную сферу человека: 249—289.)

II

Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Школа и Я-концепция ребенка: 275—301.)

Бодалев А. А. Психология о личности.— М., 1988. (Воспитание личности школьника: 134—152.)

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Воспитание и психология: 6—33.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979. (Психология воспитания: 216—257.)

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988. (Формирование личности в процессе воспитания: 27—47.) ' \

Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное .воспитание//Вопросы психологии.—1992.—№ 1.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.— М., 1986. (Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: 4—13. Нравственное развитие ребенка-дошкольника: 13—18.)

Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.— 1984.—№ 5.— С. 41—44.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.— М., 1988. (Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту: 4—11.)

Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания..— М., 1981. (Пять тактик семейного воспитания: 27-40.)

Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума).—М., 1986. (Формирование взаимоотношений дошкольников в игре: 188—204.)

Психология формирования и развития личности.—М., 1981. (Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе: 198—222. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности: 257—283. Становление психологических Механизмов этической регуляции поведения: 320—337.)

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.— М., 1986. (Об эмоциях и их развитии у ребенка: 7—32. Игра и эмоциональное развитие ребенка: 91—122.) :

Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка).—М., 1978. (Первый шаг в альтруизм: 56—71.)

Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю.— М., 1985. (Психология воспитания: 71—94.)

Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской, самостоятельности // Вопросы психологии.— 1990.—№ 6.— С. 37—44.

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре.— М., 1984. (Психолого-педагогические предпосылки развития взаимоотношений: 5—13.)

Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей

Детского сада.— М., 1985. (Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности: 29—43.)

III

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.— М., 1976. . (Восприятие и мотивация: 144—155.)

Бернес Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.

Самовоспитание положительного образа «я»: 366—399.)

Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды.— М., 1983. (Формирование личности (психолого-педагогические проблемы): 10—84; Межличностное восприятие и понимание: 85—265.) ;

Бодалев А. А. Психология о личности.—' М., 1988. (Самовоспитание личности: 60—68.)

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988. (Психология трудового воспитания: 7—26.).

Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987. (Учение и личность: 79—118.)

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.— Киев 1971. (Условия развития волевого поведения ребенка: 145—161.)

Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе.—М., 1981.

Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.—М., 1981.

Селиванов В. И. Воля и ее воспитание.—М., 1976. (Развитие воли у детей: 18—28. Воспитание воли школьника: 28—61.)

Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни.— Минск, 1989. (Психологические различия мужчин и женщин: 104—107.)

Симонов П. В. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.— М., 1987. (Воспитание как мотивирование: 210—219.)

Спиваковская А. С. Игра—это серьезно.—М., 1981.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. -— М., 1989. (Периодизация и уровни развития личности в онтогенезе: 125—195.)

Хрестоматия по вниманию.— М., 1976. (О теории и воспитании внимания: 243—259.)

 

 

Рейтинг@Mail.ru