Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 24. Воспитание в дошкольном и в младшем школьном возрасте

 

Темы, вопросы, литература

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Становление характера

    1. Дошкольный и младший школьный возраст как сензитивные для развития характера ребенка.

    2. Две области развития характера: индивидуальная предметная деятельность и межличностное общение.

    3. Основные рекомендации по развитию характера ребенка в предметной деятельности.

    4. Советы по укреплению характера в сфере межличностных отношений.

Тема 2. Воспитание в домашнем труде

    1. Воспитательное значение труда для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    2. Основные виды домашнего труда, в которых воспитывается ребенок.

    3. Воспитание детей в уходе за домом.

    4. Экономические аспекты воспитания в семье.

    5. Воспитание детей в процессе самообслуживания.

Тема 3. Воспитание в игре

    1. Возрастная преемственность и непрерывность детских игр.

    2. Роль конструкторских и сюжетно-ролевых игр детей в процессе их воспитания в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

    3. Воспитательная связь игр с другими видами деятельности ребенка: учением, общением и трудом.

    4. Психодиагностическая функция детских игр.

Тема 4. Воспитание в учении

    1. Воспитательные аспекты учения.

    2. Качества личности, воспитываемые в учении.

    3. Воспитание любознательности и самостоятельности в приобретении знаний.

    4. Укрепление потребности в достижении успехов в младшем школьном возрасте.

Темы для рефератов

1. Психологические аспекты формирования характера у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Основные направления трудового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Особенности игровой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Воспитательные аспекты учебной деятельности младших школьников.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Психолого-педагогические рекомендации по укреплению характера ребенка пред. дошкольного возраста.

2. Пути совершенствования, детских игр с целью увеличения их воспитательного потенциала.

3. Совершенствование воспитания в учебной деятельности младших школьников.

4. Психолого-педагогические условия развития у детей младшего школьного возраста потребности в достижении успехов.

Литература

I

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т.— М., 1980 — Т. 2. (Развитие воли и характера у дошкольника: 82—95.)

Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание.—1985.—№9.

Воспитание и обучение детей шестого года жизни.—М., 1987. (Воспитание в игре: 15—27. Воспитание в труде: 27—34.)

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.— М., 1986.—Т. 1. (Развитие эмоциональной регуляции действий у дошкольника: 258—275.)

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии.—М., 1991. (Половое воспитание в дошкольном возрасте: 81—115. Половое воспитание в младшем школьном возрасте: 115—139.)

Коломинский Я. Л, Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.— М., 1988. (Психологические особенности игры 6-летних детей: 51—70. Художественная деятельность 6-летних детей: 83—96. Личность 6-летнего ребенка: 97—114. Индивидуальные различия в 6-летнем возрасте: 114—127. Познавательная сфера 6-летнего ребенка: 128—173.)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— М., 1983—Т. 1. (Психологические основы дошкольной игры: 303—323.)

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет.—М., 1992. (Некоторые задачи и методы воспитания личности детей 6—7 лет: 126—138.)

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.— М., 1988. (Исследование детских конфликтов в психологии дошкольного возраста: 3—17. Психологический конфликт у дошкольников: 18—40.)

Возникновение и развитие конфликта у дошкольников в игре: 40—63. (Возникновение и развитие конфликта на мотивационно-личностной основе: 63—83. Психолого-педагогическая коррекция детских конфликтов в дошкольном возрасте: 83-113.)

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.— М., 1974. (Обучение и развитие в младшем школьном возрасте: 55—64.)

II

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя.— М., 1987. (Игры младших школьников: 40—58.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо ц др.- М., 1984. (Психология детей-шестилеток. Готовность к обучению в школе: 74—83.)

Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.— М., 1984. (Эмпатия у младших школьников и подростков: 29—39.) Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: Методические разработки.— М., 1989.

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.— Киев, 1971. (Волевое поведение дошкольника: 51—78.)

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987. (Кризис семи лет: 24—31.)

Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников.— Кишинев, 1983. (Самопознание дошкольников и его коррекция: 60-—95.)

Мир детства: младший школьник.— М., 1988. (Шестилетний школьник: 35—38.) .

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3—5 лет в игре.—М.,. 1984. (Руководство взаимоотношениями младших и средних школьников в игре: 59—69.)

Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада.— М., 1985. (Воспитание эмоций и чувств у дошкольника: 8—28, 44—93.)

III

Амонашвили Ш. А. В школу—с шести лет.—М., 1986. (Психологические особенности шестилетних детей: 13—19.)

Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание.— М., 1977. (Влияние коллективной познавательной деятельности на личность школьника: 91— 121. Воспитание в коллективной познавательной деятельности, условия его эффективности: 122—153.)

Генетические проблемы социальной психологии.—Минск, 1985. (Поло-ролевое развитие в дошкольном возрасте: 176—190.)

Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся:

Методические рекомендации.— Киев, 1984. (Изучение эмоционально-волевого развития шестилетнего ребенка: 58—71.)

Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.— Минск, 1987. (Развитие представлений у детей в дошкольном возрасте: 43—60. Развитие представлений у детей в младшем школьном возрасте: 60—73.)

Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969.

Установление характера в дошкольном возрасте: 378—388. Становление характера Падшем школьном возрасте: 388—394.)

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru