Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

 

 

 

 

Глава 28. Психологическая служба в системе образования

 

Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога (окончание)

Органами управления, непосредственно подчиненными государственным, являются научно-методические центры психологической службы, создаваемые в республиках, в краях, областях, крупных городах, районах этих городов. Данные центры обеспечивают научно-методическое руководство психологической службой в масштабах соответствующего региона и создаются при местных органах управления образованием. Они занимаются сбором информации о развитии детей в данном регионе, а также научно-методическим обеспечением, проверкой деятельности и повышением квалификации практических психологов на местах. Работой этих центров могут руководить высококвалифицированные специалисты-психологи, имеющие высшее психологическое образование университетского уровня или ученую степень по психологии. Возглавлять такие центры могут также имеющие достаточный опыт практической работы выпускники спецфакультетов практических психологов, открытых при некоторых высших педагогических учебных заведениях. Государственные и региональные органы управления психологической службы сами, как правило, непосредственно практической работой с детьми не занимаются, а имеют дело лишь с практическими психологами, работающими на местах.

Нижестоящие структурные подразделения психологической службы заняты уже непосредственной работой с детьми и взрослыми людьми, включенными в образовательную систему в качестве учителей, воспитателей, родителей и т. п. Это могут быть центры, оказывающие практическую психологическую помощь населению, психологические консультации, негосударственные подразделения психологической службы, а также отдельные практические психологи, работающие в штатах низовых учреждений психологической службы системы образования. Такие подразделения могут создаваться при городских и районных исполнительных комитетах, при городских и районных органах управления образованием, существовать как независимые коммерческие структуры: кооперативы, малые и частные предприятия. В вузах, школах, лицеях, гимназиях, колледжах, в иных дошкольных и внешкольных учреждениях могут создаваться свои подразделения психологической службы и трудиться практические психологи, которые обслуживают нужды данного образовательного учреждения. Отдельные психологи, наконец, могут заниматься частной психологической практикой, работать вполне самостоятельно и быть юридически независимыми от органов управления образованием и психологической службой.

По отношению к подчиненным структурам органы управления психологической службой наделены определенными властными полномочиями. Их деятельность в свою очередь может быть также подчинена некоторым стоящим над ними подразделениям более высокого уровня управления, так что каждая из подструктур психологической службы, за исключением частных, одновременно выступает и как законодательная по отношению к подчиненным ей структурам, и как исполнительная в отношении к вышестоящим органам управления. Все сказанное относится и к отдельным практическим психологам. Будучи административно включенными в определенные структуры системы образования и подчиненными органам их управления, практические психологи свои профессиональные обязанности реализуют независимо и за добросовестное исполнение своих обязанностей несут полную персональную ответственность.

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психокоррекция. Психодиагностика предполагает профессиональное владение методами психологического исследования ребенка, в том числе тестами. Основная задача практического психолога, специализирующегося по психодиагностике, сводится к тому, чтобы оценивать психологию и поведение детей и взрослых людей в системе образования, давать им квалифицированную психологическую характеристику, опираясь на достоверные и надежные данные, полученные в процессе психологического обследования. Психолог, занимающийся этим видом профессиональной деятельности, должен знать не только технику применения на практике той или иной психодиагностической методики, но и теорию, в рамках которой она первоначально появилась и в дальнейшем совершенствовалась. Психолог — специалист по диагностике — должен сам уметь при необходимости создавать и проверять, в частности адаптировать, методики, владеть способами научной оценки их валидности и надежности. От психолога требуется научно обоснованная и корректная интерпретация результатов проводимых психодиагностических обследований, не допускающая произвола и непоследовательности в их интерпретации.

Второе направление специализации в работе практического психолога представлено психологическим консультированием. Оно включает в себя следующие частные виды работ: 1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться детям и взрослым в форме, понятной и доступной для практической реализации. 2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов. 3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Третье направление работы — психопрофилактическое — связано с решением задач предупредительного характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка, например отставания, задержек в развитии, обучении или воспитании, появление нежелательных черт характера, дурных привычек, склонностей. Психолог, занятый профилактической работой, должен знать возможные причины возникновения тех или иных аномалий в развитии, уметь их вовремя заметить и устранить. Этой цели, в частности, служит психологическая подготовка учителей, воспитателей и родителей, в ходе которой их обучают внимательно наблюдать за ребенком и своевременно замечать все, что может привести к отклонениям в психическом развитии.

Четвертое направление работы, обозначенное как психологическая коррекция, предполагает оказание прямого воздействия психолога на ребенка или взрослого с целью исправления имеющихся недостатков, изменения их психологии или поведения. Здесь психолог должен профессионально владеть методами психокоррекции: психотерапией, социально-психологическим тренингом, аутотренингом, определенными приемами, применяемыми в технике гипнотического внушения, а также быть способным оказывать внушающее воздействие на клиента.

На практике психолог, как правило, в той или иной степени занимается работой, связанной со всеми четырьмя направлениями, однако каждое из них требует достаточно большой специальной подготовки, времени и значительного профессионального опыта, поэтому развитие и совершенствование работы практического психолога и психологической службы в целом предполагает специализацию в одном или двух из четырех рассмотренных направлений работы. Это, соответственно, ставит задачу включения в психологическую службу специалистов четырех различных профилей: психодиагностов, консультантов, психопрофилактиков и психокорректоров.

Взаимодействие органов управления психологической службы и практических психологов осуществляется следующим образом. Проводя свою работу на местах в детских учебно-воспитательных учреждениях, психологи обобщают полученные ими результаты и в систематизированном виде представляют их в вышестоящие органы управления, которым они административно подчиняются; эти органы в свою очередь сами оказывают необходимую организационную и научно-методическую помощь психологам, работающим на местах, в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Практический психолог в основном работает по программе, утверждаемой центральным или вышестоящим органом управления психологической службы. В этой программе обычно определяются те виды работ, которые за определенный срок должны быть выполнены практическим психологом, их содержание и объем, а также требуемые затраты времени. Существуют нормативы, устанавливающие режим работы практического психолога, нормы и правила организации его делового взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. В них устанавливается взаимная ответственность, взаимные обязательства практических психологов и органов управления психологической службы.

Определенные отношения складываются между работниками психологической службы и другими подструктурами системы образования. Эти отношения регулируются положениями о психологической службе, утверждаемыми органами образования. Такие положения определяют задачи, которые возлагаются на психологическую службу соответствующего государства.

Перспективы развития психологической службы связаны с более глубоким и органичным проникновением психологических знаний в процесс обучения и воспитания, с интеграцией подразделений психологической службы в систему и ее включением в качестве неотъемлемого, обязательного звена в систему образования, которое будет сопровождаться прояснением и установлением четких деловых отношений между практическими психологами и другими участниками образовательного процесса, кооперацией и специализацией в работе самих практических психологов.

<<< К началу                Следующая страница >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru