Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 28. Психологическая служба в системе образования

 

Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность). На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.

Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей.

Психологическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов психологического развития детей, их реализацию в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического психолога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей, то аналогичная задача, связанная с ускорением психического развития, трансформируется в проблему, которую мы уже обсуждали в предыдущей главе: обеспечения раннего выявления задатков и их превращения в высокоразвитые способности.

Еще одна сложная задача психологической службы в системе образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы психолога здесь сводится к тому, чтобы с позиций этой науки оценивать содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждениях, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста.

Важный аспект в работе практического психолога связан с психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и устранения факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического — интеллектуального или нравственного — развития ребенка. Подразделения психологической службы, занятые решением этой задачи, опираются в своей работе на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь, тех, которые представлены в патопсихологии и в дефектологии как областях теоретических и практических знаний, пограничных между психологией и медициной.

Следующая существенная задача, которую решает психологическая служба в системе образования, состоит в практическом воздействии психологов на непосредственных участников педагогического процесса: детей, учителей, родителей и руководителей образования. Данная задача предполагает оказание прямой психологической помощи всем этим людям в обучении и воспитании. Здесь психолог выступает в роли педагога, психотерапевта, консультанта, корректора. Психогенное происхождение многих заболеваний, связанных с работой сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, в настоящее время можно считать доказанным. То же самое касается эндокринной системы человека и тем более его психологии и поведения. Занимаясь практической работой в этой области, психолог старается предупредить возникновение и обострение подобного рода заболеваний, использует специальные методы воздействия на психологию и поведение людей с целью вызвать благоприятные для лечения болезни органические реакции.

Работники управленческих структур системы образования помимо общей психологической помощи, о которой только что шла речь, нуждаются и в особой управленческой психологической поддержке, касающейся руководства людьми в группах и коллективах. Руководящим работникам системы образования необходимы знания из области психологии управления, психологии человеческих взаимоотношений, психологии эффективности групповой деятельности. Все взрослые люди, включенные в обучение и воспитание детей, нуждаются в психологических знаниях, позволяющих им глубже понимать развитие детей и управлять им. Эти знания в минимально необходимом объеме даются в высших педагогических учебных заведениях, но со временем они частично или полностью устаревают, утрачиваются и, следовательно, нуждаются в дополнении и обновлении. Их коррекцию также обеспечивает психологическая служба на протяжении всего периода профессиональной работы того или иного педагога.

Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний — педагогами, дефектологами, социологами, врачами, юристами — различных вопросов, касающихся судьбы детей, существенно отличающихся от своих сверстников и требующих к себе особого внимания, специфического отношения, необычных форм и методов педагогической работы. Речь прежде всего идет о детях, отстающих в своем развитии, и об одаренных детях. Первые нуждаются в обучении и воспитании по упрощенным, менее напряженным программам, соответствующим их возможностям усвоения, а вторые, напротив,— в обучении по более сложным и насыщенным программам, чем обычные дети. Программы, предлагаемые для отстающих и одаренных детей, обязательно должны проходить предварительную психолого-педагогическую экспертизу с участием специалистов-педагогов различного профиля, каждый из которых независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для развития детей соответствующей категории. Хотя дети, отстающие в своем развитии, физически и психологически ослабленные, требуют облегченных учебно-воспитательных программ, но такие программы не должны приводить к углублению их отставания от нормальных детей. Напротив, эти программы должны обеспечивать ускоренное развитие отстающих детей, рассчитанное на сокращение разрыва между ними и обычными детьми в психологическом отношении. Создание облегченной, но ускоренно развивающей программы —дело более сложное, чем, например, разработка усложненной развивающей программы для одаренных детей. Поэтому на практике творческий потенциал психологов больше задействован в области работы с детьми, имеющими задержки в своем психическом развитии, чем с теми, кто опережает своих сверстников.

Иногда в работе с детьми возникают проблемы, от решения которых напрямую зависит дальнейшая жизненная судьба ребенка. Это вопросы, касающиеся возможности или невозможности продолжения обучения ребенка в обычной школе из-за серьезных психолого-педагогически некомпенсируемых умственных дефектов, а также вопросы, связанные с другими случаями проведения медико-психологической экспертизы детей. Здесь основная задача практического психолога сводится к тому, чтобы дать ответственное и квалифицированное экспертное заключение по ребенку, которое при определении его судьбы принимается в расчет наряду с мнением других специалистов: педагогов, врачей, дефектологов, юристов и др.

Психологическая служба имеет сложную, многоуровневую структуру, она пронизывает систему образования сверху донизу, от высших органов управления ею — министерств и ведомств — до низших ее звеньев — детских групп, существующих в дошкольных и школьных учреждениях 1. На уровне министерств и ведомств могут вводиться должности главных психологов или выделяться специальные отделы, ведающие работой психологической службы. Решение вопросов, касающихся различных сторон работы психологической службы, ее кадрового, программного, методического и другого общегосударственного обеспечения, может быть сосредоточено в таком отделе или подразделении. На данный момент времени он имеется, например, в составе Министерства образования Российской Федерации.

    1 На момент написания этого учебника психологическая служба в системе образования находится в процессе становления и развития. В тексте нашли отражение лишь те ее структуры, которые сложились в настоящее время.

Окончание >>>

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru