Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 31. Руководство детскими группами и коллективами

 

Вопросы и литература к главе

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема I. Обучение детей умениям и навыкам общения

    1. Основные психолого-педагогические задачи работы с детскими группами и коллективами.

    2. Цели педагогического руководства коллективами.

    3. Обучение распределению обязанностей, ролевым формам поведения и деловому общению.

    4. Развитие организаторских и исполнительских умений.

    5. Научение эмоционально благоприятному межличностному общению, умению вести дискуссии, предупреждению и разрешению конфликтов.

    6. Обучение независимому внутригрупповому поведению, учету мнений и интересов других людей.

Т е м а 2. Управление межличностнымн отношениями в детских группах

    1. Значение деловых и личных взаимоотношений для развития личности ребенка в детских группах и коллективах.

    2. Основные направления формирования и развития деловых отношений детей.

    3. Возрастные особенности управления деловыми взаимоотношениями.

    4. Приоритет нравственных взаимоотношений над деловыми.

    5. Возрастные возможности укрепления моральной основы детских групповых взаимоотношений.

Тема 3. Организация деятельности детских групп и коллективов

    1. Условия оптимальной организации совместной деятельности детей в группах и коллективах.

    2. Социально-психологические основы организации групповой деятельности детей.

    3. Оптимальная величина и состав детских групп, их возрастная изменчивость.

    4. Требование равноправия личности ребенка и детского коллектива.

    5. Приближение содержания и задач совместной деятельности детей к проблемам жизни взрослых людей.

Тема 4. Развитие личности в детских группах и коллективах

    1. Двойственность влияния детских групп и коллективов на развитие личности ребенка.

    2. Практические пути решения проблемы разностороннего развития личности ребенка в группах и коллективах.

Темы для рефератов

1. Психолого-педагогические основы работы с детьми в первых классах школы по развитию у них умений и навыков общения.

2. Ускоренное развитие нравственной основы личных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

3. Пути повышения эффективности деятельности детских групп и коллективов.

4. Практические средства усиления положительных и уменьшения отрицательных влияний коллектива на развитие личности ребенка.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Общие психолого-педагогические основы руководства детскими группами и коллективами с целью воспитания у детей коммуникативных умений и навыков.

2. Возрастные аспекты управления деловыми и личными взаимоотношениями детей в группах и коллективах.

3. Социально-психологические основы организации совместной деятельности детей в группах и коллективах.

4. Оптимизация развития личности ребенка в группах и коллективах.

Литература

I

Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.— М., 1983. (Подготовка школьников к общению: 40—48. Подготовка школьников к организаторской деятельности: 48—55.)

Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Стиль преподавания: 357—365.)

Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии.—1984.—№ 2.—С. 99—106.

Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения.— М., 1986. (Конфликты в условиях школы: 4—18.)

Проблемы школьной игры: психолого-педагогический аспект— М., 1987. (Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей: 129—140.)

Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.— М., 1987. (Обучающая деятельность учителя: 184—189.) II

Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989. (Влияние учителя на психологический климат класса: 39—69. Межличностные отношения в детском коллективе: 70—86. Обучение школьников общению: 131—183.)

Вереникина И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учащимися на уроке // Вопросы психологии — 1986.—№ З.—С. 71—77.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя.— М., 1988. (Учитель и дети шестилетнего возраста: 173—183.)

Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989. (Взаимоотношения юношей со взрослыми: 106—127.)

Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.— М., 1990. (Тренинг гуманных отношений между учителем и учащимися: 180—189.)

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов.— М., 1986. (Учитель и шестилетний ребенок: 117—127.)

Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива,— М., 1988. (Пути развития ученического коллектива и повышения эффективности его деятельности: 89—135.)

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста.— М., 1988. (Психолого-педагогическая работа с детьми-шестилетками: 111—128.)

Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника.— Киев, 1985. (Руководство познавательной деятельностью дошкольников: 73—85.)

Развитие общения дошкольников со сверстниками.— М., 1989. (Роль взрослого и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни; 50—54.)

 

 

Рейтинг@Mail.ru