Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

 

 

 

 

Словарь основных психологических понятий

 

Словарь от З до Н. Психология образования. Немов

Законы психического развития

— законы, которые описывают изменения, происходящие в психологии и поведении человека при его переходах из одного возраста в другой, а также причины таких изменений.

Защитные механизмы

— психоаналитическое понятие (см. психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».

Знак

— какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме (см. символ).

Зона ближайшего (потенциального) развития

— реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.

Игра предметная

— детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Игра ролевая

— совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли (см. роль социальная): матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.

Игра символическая

— вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов (см.), знаков (см.), а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме.

Игра сюжетная

— детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

Идентификация

— буквально — отождествление. В психологии возрастного развития И. представляет собой процесс или результат уподобления психологии и поведения ребенка другим людям. В итоге И. ребенок перенимает свойства и формы поведения тех людей, с кем он себя отождествляет.

Идентификация полоролевая

— отождествление ребенком себя с человеком определенного пола и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения.

Иконическая (мгновенная) память

— память, рассчитанная на сохранение информации только в момент ее непосредственного восприятия при помощи естественных органов чувств.

Импринтинг

— приобретение или начало функционирования какой-либо формы поведения без специального научения с момента рождения сразу же в практически готовом виде в результате ее прямого включения под влиянием какого-либо стимула, закодированного в генетической программе созревания и функционирования данной формы поведения.

Инсайт

— озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился.

Инстинкт

— врожденный вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созревания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе и мало изменяющейся под влиянием приобретаемого жизненного опыта.

Интеллект

— совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

Интериоризация

— постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутреннее, например, из практически осуществляемого индивидуального или коллективного действия во внутренне психологическое свойство или способность человека.

Интроверсия

— обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И является одной из базовых черт личности (см.) и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.

Инфантильность

— проявление детскости в психологии и поведении того человека, который уже вышел из детского возраста.

Когнитивная сфера

— часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие

— процесс формирования и развития когнитивной сферы (см.) человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Комплекс неполноценности

— неприятное длительно существующее чувство человека, система отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реальным или кажущимся отсутствием у него каких-либо ценных психологических или физических свойств и сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: низкая самооценка (см.), заниженный уровень притязаний (см.), повышенная тревожность (см.) и мотив избегания неудачи(см.).

Комплекс оживления

— эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в проявлениях радости и повышении общей двигательной активности.

Кризис возрастного развития

— задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. К. в. р. обычно возникает при переходе из одного физического или психологического возраста (см.) в другой.

Лидер

— член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влиянием и готовыми следовать за ним.

Лидерство

— система социально-психологическихявлений, связанных с выходом человека в лидеры и его поведением в роли лидера. Л.— также приобретение, выполнение или утрата индивидом функций лидера (см.).

Личность

— понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки (см.), поведение среди людей.

Локус контроля

— понятие, субъективно характеризующее место расположения причин, объясняющих поведение человека им самим или наблюдаемые им поступки других людей. Внутренний л. к. представляет собой локализацию причин поведения в самом человеке, а внешний л. к. — помещение их в окружающий мир.

Малая группа

— небольшая по численности группа людей, содержащая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты и сложившиеся взаимоотношения друг с другом.

Метод близнецов

— метод сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы (см.)) и различной (гетерозиготные близнецы (см.)) наследственностью. М. б. используется для научного решения вопроса о генотипической или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

Метод проб и ошибок

— один из видов научения (см.), при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.

Морально-психологическая атмосфера малой группы

— понятие, характеризующее социально-психологическое состояние малой группы (см.). М.-п. а. м. г. включает в себя нравственные нормы, лежащие в основе отношений членов группы друг к другу, к делу, психологический настрой и готовность членов группы к совместной деятельности и общению, к выполнению тех задач, которые возложены на группу.

Мотив

— устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.

Мотив достижения успеха

— потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. М. д. у.— устойчивая мотивационная черта личности.

Мотив избегания неудачи

— стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву достижения успеха (см.).

Мотивация

— динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Навык

— приобретенное в результате научения (см.) и автоматически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного контроля и специальных волевых усилий для его осуществления.

Наглядно-действенное мышление

— совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

Наглядно-образное мышление

— совокупность способов и процесс образного решения задач в плане зрительного представления ситуации и оперирования образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

Направленность личности

— понятие, обозначающее совокупность доминирующих у человека мотивов и потребностей, определяющих главную линию его поведения, деятельности и общения с людьми.

Научение

— процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.

Невербальные средства общения

— жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку средством общения с людьми.

Неформальная (неофициальная) группа

— группа людей, психологически объединенных друг с другом на основе каких-либо личных интересов, но не принадлежащих как группа к какой-либо реально существующей социальной организации.

 

 

Рейтинг@Mail.ru