Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 9. Формирование личности ребенка до трехлетнего возраста

 

Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста

Итак, мы рассмотрели процесс познавательного, личностного и поведенческого развития ребенка от рождения до трехлетнего возраста, выявили закономерности, условия и движущие силы этого развития. Попробуем теперь в интегрированном виде представить, с какими достижениями подходит ребенок к критическому возрасту около трех лет, когда о нем впервые начинают говорить как о маленькой личности. Воспользуемся для этого схемой 1, где показаны основные психологические и поведенческие новообразования, возникшие к данному моменту жизни у ребенка.

Основные достижения в психическом развитии ребенка от рождения до трех лет

Сферы развития

Уже в первые дни после своего рождения ребенок готов к восприятию мира в виде ощущений, элементарных образов с помощью практически всех органов чувств, в первую очередь зрения и слуха. Его анализаторы с рождения готовы к принятию и переработке разнообразной сенсорной информации о мире.

На первой и второй неделях жизни способность к восприятию, раздражителей дополняется способностью к их выделению из фона и различению. В особый класс попадают и вызывают специфические реакции со стороны ребенка те раздражители, которые связаны с человеком. Это — лицо и фигура матери, человеческий голос, знакомые и незнакомые люди. Восприятие, связанное с человеком, получает в дальнейшем приоритетное и ускоренное развитие. Первыми в сознании ребенка складываются образы, соотносимые с людьми, и признаком этого становится соединение в единый перцептивный комплекс лица и голоса матери в период между первым и вторым месяцами жизни. В то же время к развитию познавательной сферы ребенка добавляется движение и общение. В области восприятия примерно с двух месяцев начинает активно функционировать зрение, и оно на значительный последующий период жизни ребенка вплоть до достижения им годовалого возраста определяет его познания и мышление.

В два-три месяца ребенок может самостоятельно переворачиваться, перекатываться с боку на бок. Около трех-четырех месяцев он делает первые попытки переноса центра тяжести на ноги и демонстрирует способность сидеть с поддержкой. Примерно в пять месяцев он уже сидит сам, без поддержки. В пять-семь месяцев ребенок стоит с поддержкой, а в семь-восемь месяцев ходит вокруг опоры. В десять месяцев он стоит самостоятельно, а около года начинает ходить. Развитием его движений активно управляет зрение, причем оно само совершенствуется под влиянием двигательной активности. Возникает зрительно-моторная координация, которая является важным условием для начала активного развития мышления в форме сенсомоторного интеллекта.

Личностное развитие детей в период младенчества носит подготовительный характер и протекает в скрытой форме. Наиболее известными его внешними проявлениями являются комплекс оживления (около двух-трех месяцев), демонстрация отчетливой реакции привязанности (примерно в восемь-десять месяцев) и кризис первого года жизни (в конце младенческого возраста). В течение всего этого периода времени на базе врожденной эмпатической способности идет процесс развития и совершенствования невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это вместе взятое подготавливает переход на следующий уровень развития, связанный с активным усвоением и использованием невербальной речи. Способность к пониманию языка жестов, мимики и пантомимики возникает в возрасте около двух-трех месяцев и к Десяти-двенадцати месяцам, т. е. к тому моменту времени, когда начинает формироваться вербальная речь, достигает весьма высокого уровня развития.

С началом раннего возраста и в течение его идет непрерывный процесс формирования речи, которая одновременно включается в Познавательное, личностное и поведенческое развитие ребенка, качественно преобразуя и ускоряя его. В результате психические процессы становятся произвольными и складываются предпосылки для перехода ребенка на новый, более высокий уровень интеллектуального развития, связанный с образным и словесно-логическим мышлением.

Благодаря овладению прямохождением разделяются функции рук и ног ребенка, начинается быстрый процесс совершенствования ручных движений, приобретение ими предметного характера. Возникает более тонкая и точная регуляция этих движений за счет их зрительного контроля. Начинают оформляться базисные черты личности, ребенок осваивает элементарные правила поведения и нравственные нормы. У него появляются первые признаки самосознания.

Таким образом, к трем годам ребенок, несмотря на то, что он явился на свет совершенно беспомощным существом, не приспособленным к самостоятельной жизни, уже во всех отношениях является человеком с явными первыми признаками индивидуальности. Он имеет развитые психические процессы, сформировавшуюся систему движений ног и рук, достаточно богатую и разнообразную речь, выполняющую в его жизни многочисленные функции. К этому времени ребенок уже освоил многие нормы человеческих взаимоотношений.

По данным, полученным некоторыми исследователями, к возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли некоторыми детьми.

С такими общими достижениями в развитии познавательной, двигательной, мотивационно-волевой, эмоционально-регуляционной и других сфер подходит ребенок к трехлетнему рубежу. Хотя в целом его достижения в развитии кажутся весьма значительными, ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей личностью.

 

 

Рейтинг@Mail.ru