Главная >> Психология образования. Книга 2. Немов

Глава 13. Становление личности в ранней юности

 

Темы, вопросы, литература

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Формирование и развитие морали

    1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юношеском возрасте.

    2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.

    3. Основные нравственные вопросы ранней юности.

    4. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклассниками.

Тема 2. Становление мировоззрения

    1. Структура мировоззрения старших школьников.

    2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников.

    3. Экономическое мировоззрение и культура.

    4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов.

Тема 3. Нравственное самоопределение

    1. Начало реализации жизненных планов.

    2. Поиски ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?».

    3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени.

    4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений.

    5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности.

Тема 4. Основные черты психологии старшего школьника

    1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости.

    2. Оформление морально-нравственной сферы личности.

    3. Профессиональное самоопределение.

    4. Личностное самоопределение.

    5. Юность — пора первой любви.

    6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.

Темы для рефератов

1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте.

2. Личностное самоопределение в ранней юности.

3. Общая характеристика личности старшеклассника.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников.

2. Природа и дальнейшая судьба эмоционально-личностных аномалий, наблюдаемых в ранней юности.

3. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными периодами жизни.

Литература

I

Бернc Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Я-концепция в юности: 169—224.) I

Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977. (Подросток и юноша: 21—64.)

Развитие личности ребенка.— М., 1987. (Психология юности: 231—266.)

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Эмоциональная жизнь в юношеском возрасте: 142—169.)

II

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.—Иркутск, 1989. (Юноша: 119—153.)

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Формирование личности в раннем юношеском возрасте: 365—420.)

Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976. (Социально-психологические особенности ранней юности: 4—16.)

Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989. (Формирование личности в юности: 69—105. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.)

III

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988. (Психологические особенности старшего школьника: 57—63. Трудовая деятельность старшеклассников: 63—70. Склонность к труду, условия ее формирования: 74—80,105—122.)

Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.)

Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989. (Самоконтроль у старших школьников: 98—102.)

Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988. (Психологические особенности старшеклассников: 69—71.) Кон И. С. Дружба.— М., 1980.

 

 

Рейтинг@Mail.ru