Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

 

 

 

 

Лексика. Фразеология. Лексикография

 

Изобразительно-выразительные средства русского языка

7. Прочитайте отрывок из романа М. Шолохова «Тихий Дон». Определите тип речи текста и обоснуйте свой выбор. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова. Назовите способы переноса значений слов.

    Глухо ворковала вола в затопленном лесу, омывая бледно-зелёные стволы тополей, мерно раскачивая потонувшие вершинки дубовых кустов и молодого осинника; шуршали наклонённые струёй метёлки камыша в залитых озёрах; на разливе, в глухих заводях, — там, где полая вода, отражая сумеречный свет звёздного неба, стояла неподвижно, как заворожённая, — чуть слышно перекликались казарки, сонно посвистывали чирковые селезни да изредка звучали серебряные трубные голоса заночевавших на приволье пролётных лебедей. Иногда всплёскивала в темноте жирующая на просторе рыба; по воде, усеянной золотыми бликами, далеко катилась зыбкая волна, и слышался предостерегающий гогот потревоженной птицы. И снова тишина окутывала Обдонье. Но с рассветом, когда лишь чуть розовели меловые отроги гор, подымался низовой ветер. Густой и мощный, он дул против течения. По Дону бугрились саженные волны, бешено клокотала вода в лесу, стонали, раскачиваясь, деревья. Ветер ревел целый день и утихал глубокой ночью. Такая погода стояла несколько дней.

8. Укажите, какие переносные значения закрепились заданными словами. Что послужило основанием этому? Придумайте предложения, употребляя эти слова в переносном значении.

    Стрекоза, осёл, заяц, лиса, тупой, острый, скользкий, шёлковый, сморчок, тюлень, пень, мартышка, липа.

9. Найдите в предложениях изобразительно-выразительные средства языка.

    1. Ещё напор урагана, его последний безудержный порыв, и у кедра надломилась воля. (Г. Фед.) 2. И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (П.) 3. Жизнь научила меня дорожить каждым днём, словно маленьким годом. (Тат.) 4. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь. (Н.) 5. Воздух так чист, точно его совсем нет. (Бун.) 6. Чуден Днепр при тихой погоде. (Г.) 7. Что можно увидеть в Мещёрском крае... В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры... В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой... (Пауст.) 8. С самого утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром; она разливается кротким румянцем. (Т.) 9. Обломов всё собирался и готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. (Гонч.) 10. Княжна Марья уже давно оставила книгу: она сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из-под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком. (Л.Т.) 11. В лете, знаете, у нас около Курска бывают такие тёмные ночи, но претеплейшие и премягкие: по небу звёзды как лампады навешаны, а понизу темнота густая... (Леек.) 12. И такой это день был осенний, сухой, солнце светит, а холодно, и ветер, и пыль несёт, и жёлтый лист крутит; а я не знаю, какой час, и что это за место, и куда та дорога ведёт, и ничего у меня на душе нет, ни чувства, ни определения, что мне делать... (Леек.)

10. Прочитайте текст. Какие изобразительно-выразительные средства русского языка использованы А. Куприным в повести «Гранатовый браслет»?

    В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землёю и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днём и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шёл не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах.

11. Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык».

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1. Сформулируйте тему и основную мысль стихотворения. Какова авторская позиция по отношению к высказываемому?
2. Почему этот текст принято называть стихотворением в прозе? Расставьте ударения и понаблюдайте, есть ли в тексте ритмическая закономерность.
3. Как вы понимаете значение словосочетания свободный язык?
4. Выделите эпитеты и определите их функцию.
5. Каков глубинный смысл этого текста: молитва или гимн? Обоснуйте ответ.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru