Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

 

 

 

 

Глагол

 

Правописание глаголов

256. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание -тся и -ться.

    1. Несё...ся четвёрка могучих коней, несё...ся, как вихорь на воле... (Апухт.) 2. О чём, интересно, они шепчу...ся? (Кав.) 3. Ни слова не сказала я; за что ж ему серди...ся? Зачем покинул он меня? И скоро ль возврати...ся? (Дельв.) 4. Медленно кати...ся ночь надо мною тяжёлою тканью... (А.К. Т.) 5. И слышу я, как разговор везде немолчный раздаё..ся, как сердце каменное гор с любовью в тёмных недрах бьё...ся, с любовью в тверди голубой клубя...ся медленные тучи, и под древесною корой, весною, свежей и пахучей, с любовью в листья сок живой струёй подъемле...ся певучей. (А.К. Т.) 6. Твой тихий кроткий лик склоняе..ся ко мне... (А.К. Т.) 7. И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она сади...ся у окна. (А. Б.) 8. Я дал разъеха..ся домашним... (Паст.) 9. Флоты — и то стекаю...ся в гавани, поезд — и то к вокзалу гонит. Ну, а меня к тебе и подавней — я же люблю! — тянет и клонит. Скупой спускаемся пушкинский рыцарь подвалом своим любова...ся и ры...ся. (Маяк.)

257. Прочитайте отрывки поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Вставьте пропущенные буквы в глаголах, выделите окончания, укажите спряжение.

I. Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднёс к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востёр!
Дыхну — с ладони скат...шься,
Чихну — в огонь укат...шься,
Щелкну — мертва покат...шься,
А всё ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздума...шь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Всё царство облетим,
Посмотр...м, поразведа...м,
Попрос...м — и дозна...мся:
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси?»

II. Не ветры ве...т буйные,
Не мать-земля колыш...тся
Шумит, поёт, руга...тся,
Кача...тся, валя...тся,
Дерётся и целуется
У праздника народ!

1. Найдите в представленных отрывках деепричастие, ставшее архаизмом за счёт суффикса.
2. Объясните правописание ь в выделенных глаголах.
3. Выпишите из текста слова, образованные от прилагательных суффиксальным способом. Укажите их части речи.

258. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание глаголов в повелительном наклонении. Укажите непостоянные признаки глаголов.

    1. А! Этот сон! Малютка жизнь, дыши, воз...ми мои последние гроши!.. (Тарк.) 2. Которые тут временные? Слаз...! Кончилось ваше время. (Маяк.) 3. Други его — не трево...те его! Слуги его — не тревож...те его! Было так ясно на лике его: царство моё не от мира сего. (Цв.) 4. Не плач..., дитя, не плач... напрасно... (Л.) 5. Вот вам моя рука, без перчатки, правая, деловая. Воз...мите её — и вер...те её пожатию. (Taт.) 6. Остав... напрасные заботы, не обнажай минувших дней!.. (Л.)

259. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы как члены предложения. Укажите, к какому спряжению они относятся.

    1. Что ты брод...шь неприкаянный, что глядишь ты не дыша? Верно, понял: крепко спаяна на двоих одна душа. Буд...шь, буд...шь мной утешенным, как не снилось никому, а обид...шь словом бешеным — стан...т больно самому. (Ахм.) 2. Пусть не помн...т юные о согбенной старости. Пусть не помн...т старые о блаженной юности. (Цв.) 3. Всё замолкло. Не колыш...т сонная волна... Сердце жадно волей дыш...т, негой грудь полна. (Апухт.) 4. Так, ярким пламенем утешен и согрет, младенец самый страх и горе забыва...т, и тян...тся к огню, и лов...т беглый свет, и крикам няни не внима...т. (Апухт.) 5. Я сегодня у вид... л в пуще след широких колёс на лугу. Трепл...т ветер под облачной кущей золотую его дугу. (Ес.) 6. Снова замерло всё до рассвета — дверь не скрипи...т, не вспыхн...т огонь. Только слышно — на улице где-то одинокая брод...т гармонь... (Исак.)

260. Укажите, какой из глаголов-паронимов является переходным, а какой — непереходным. Что является показателем переходности/непереходно- сти? Образуйте формы прош. вр. и 3-го л. ед. ч. от этих глаголов.

    Обессилить — обессилеть, белить — белеть, чернить — чернеть, синить — синеть, обезлесить — обезлесеть.

261. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание глаголов.

    I. Се...л, обезденеж...л (лишил денег), обезденеж...л (лишился денег), ла...л, выздоров..л, завис...л, прикле...л, съезд..л, зижд...лся, обид... л, выкро...л, обеспамят...л, обессмерт...л, обесслав...л, почуд...лся, подкле...л.

    II. 1. Шли годы. Бурь порыв мятежный рассе..л прежние мечты... (П.) 2. Когда-то мы лаз...ли сюда за яблоками. (Кав.) 3. Своё дело исправ..ли, побранили, ну и будет. (Остр.) 4. Не знаю: завистью ль её лукавый муч...л, иль, может быть, ей рыбный стол наскуч...л? (Кр.) 5. Я вид..л юношу: он был верхом на серой борзой лошади... (Л.) 6. Знойный воздух ре..л над дорогой, вследствие чего деревья поникли листвой. (Ч.)

262. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова. Вспомните, что такое элегия. Почему, по вашему мнению, поэт так назвал своё стихотворение?

Элегия

Стукнул по карману — не звенит.
Стукнул по другому — не слыхать.
В тихий свой, таинственный зенит
Полетели мысли отдыхать.

Но очнусь и выйду за порог
И пойду на ветер, на откос
О печали пройденных дорог
Шелестеть остатками волос.

Память отбивается от рук,
Молодость уходит из-под ног,
Солнышко описывает круг —
Жизненный отсчитывает срок.

Стукну по карману — не звенит.
Стукну по другому — не слыхать.
Если только буду знаменит,
То поеду в Ялту отдыхать...

1. Как называется художественный приём, использованный поэтом в стихотворении? Чем различаются выделенные глагольные формы?
2. Какие временные формы употребил поэт в стихотворении? Почему?
3. Выпишите глаголы, охарактеризуйте морфологические признаки всех глаголов.
4. Найдите строки в тексте стихотворения, где фразеологизмы использованы в нетипичном для себя значении. Как вы понимаете эти выражения?

Вопросы для повторения

1. Почему глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени?

2. Большинство русских глаголов относятся к I или II спряжению. Можно ли отнести к одному из спряжений глаголы дать (дам), есть (ем)? Аргументируйте свой ответ.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru