Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

 

 

 

 

Синтаксис и пунктуация

 

Пунктуационный анализ (окончание)

II. Прочитайте текст. Какой принцип русской пунктуации предлагает А.Х. Востоков? Чем отличается эта трактовка от принципов пунктуации, предложенных М.В. Ломоносовым? Сравните знаки препинания, названные в грамматиках этих учёных. Подумайте, в чём новизна грамматики Востокова.

    В произношении мы отделяем, для вразумительности, один период от другого и части периода одни от других должайшими или кратчайшими остановками, также приличными повышениями или понижениями голоса. В письме показываем сии остановки и перемены голоса знаками препинания.

    Знаки препинания суть:

      1. Запятая (,), показывающая кратчайшую остановку голоса.
      2. Точка с запятою (;), показывающая остановку, вдвое долее запятой.
      3. Двоеточие (:), втрое долее запятой.
      4. Точка (.), показывающая должайшую остановку, вчетверо против запятой.
      5. Знак вопросительный (?).
      6. Знак удивительный (!).
      7. Знак мыслеотделительный, или черта (—).
      8. Знак пересекательный, или многоточие (...).
      9. Знак вместительный, или скобки () или [ ].
      10. Знак вносный, или кавычки (« »).

337. Прочитайте текст из книги «Современная русская пунктуация».

    Пунктуация в письменной речи, а интонация в устной служат одним и тем же целям — смысловому членению текста; они придают речи осмысленный характер. Произнесение одних и тех же выражений с различной интонацией, как и различное пунктуационное оформление, может в корне изменить их смысловое значение. Ср., например: Получен второй февральский номер журнала и Получен второй, / февральский номер журнала. Ходить долго / — не мог и Ходить / — долго не мог.

(А. Наумович)

Докажите, что пунктуация и интонация взаимосвязаны и выполняют смыслоразличительную функцию. Подберите примеры, подобные приведённым в тексте.

338. Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.

Под ёлкой дыра.
Это лисья нора.
Здесь лисята живут.
Много их тут.
Можно их сосчитать?

1. Как ещё можно расставить знаки препинания в этом стихотворении и как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
2. Как взаимосвязаны между собой пунктуация и интонация?

Вопросы для повторения

1. Какова основная роль пунктуации в оформлении текста?

2. Какова роль пунктуации при прочтении текста?

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru