Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

 

 

 

 

Сложное предложение

 

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Порядок разбора

    1. Выделить части предложения и отметить их границы.

    2. Определить средства синтаксической связи: назвать союз, указать тип союза по значению (соединительный, противительный, разделительный), по структуре (простой, составной), по функции (одиночный, повторяющийся).

    3. Объяснить знаки препинания.

    4. Составить схему.

    5. Провести разбор частей сложного предложения (по схеме разбора простого предложения, начиная с п. 3).

Образец разбора

Сложносочинённое предложение, состоящее из двух частей, связанных одиночным сочинительным соединительным союзом и. Перед и ставится запятая, так как он соединяет простые предложения в составе сложного.

429. Выполните синтаксический разбор предложений по образцу, данному выше.

    1. Беспокойство князя возрастало, и он бродил но парку, рассеянно смотря кругом себя. (Дост.) 2. Купил он скрипку или украл ее, или она попала к нему в заклад? (Ч.) 3. Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени ещё свежа над нами тень. (Фет.) 4. Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все ещё сидел в той же малоудобной позе. (Грин) 5. Теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним. (Купр.) 6. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н.)

430. Спишите предложения, расставляя, где нужно, знаки препинания. Проанализируйте предложения и объясните отсутствие запятой в сложносочинённом предложении.

    1. На дворе давно кончились сумерки и наступил настоящий вечер. (Ч.) 2.Пробил третий звонок и поезд тронулся. (Лндр.) 3. Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (Пришв.) 4. Россия вспрянет ото сна и на обломках самоштастья напишут наши имена. (П.) 5. Я пожал им руки с улыбкой и они охотно стали рассказывать о себе. (Пришв.) 6. Осенняя дымка висела над Невой и в этой дымке золочёной иглой мерцало легендарное Адмиралтейство. (Пауст.) 7. Все встали и на возвышение зала вышли судьи. (Л. Т.) 8. Звонили ко всенощной и протяжный дрожащий вой колокола раздавался в окрестности. (Л.) 9. День был безветренный и жара усиливалась с каждым часом. (Ефр.)

421. Спишите отрывок из рассказа «Вор», расставляя знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их тип и функцию в предложении.

    Юрасов пел и багровый отсвет заходящего солнца горел на его лице на его пальто из английского сукна и жёлтых ботинках. Он пел провожая солнце и всё грустнее становилась его песня: как будто почувствовала птица звонкую ширь небесного пространства содрогнулась неведомою тоскою и зовёт кого-то: приди.

    Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. Серая паутина легла на лицо меркнут на нём последние отблески заката и мертвеет оно. Приди ко мне! отчего ты не приходишь? Солнце зашло и темнеют поля. Так одиноко и так больно одинокому сердцу. Так одиноко так больно. Приди. Солнце зашло. Темнеют поля. Приди же приди!

    Так плакала его душа. А поля всё темнели и только небо над ушедшим солнцем стало ещё светлее и глубже как прекрасное лицо обращённое к тому кого любят и кто тихо тихо уходит.

(Л. Андреев)

1. Как музыка и природа перекликаются с душевным состоянием героя отрывка?
2. Определите роль цветовой гаммы в отрывке.
3. Назовите приём создания выразительности во втором абзаце. Какова его роль?

432. Спишите, расставляя знаки препинания и распределяя предложения по схемам:

Выделите союзы и сформулируйте правила о постановке знаков препинания в сложносочинённом предложении. Дайте схемы 4-, 7-, 10-го предложений.

    1. Плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы а в ёлках нависла синяя тишина. (Пришв.) 2. Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (П.) 3. Среди дня пошёл крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (Купр.) 4. Ещё раз моргнуло и за решёткой явилось бледное пятно. (Пришв.) 5. А вот осень пришла и заботливый хозяин убирает свой урожай. (Пришв.) 6. Он заговорил а углы его губ дёргались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий жёлтый блеск играл в его глазах под чёрными суровыми бровями. (Купр.) 7. На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (Сол.) 8. Недвижим он лежал и странен был томный мир его чела. (П.) 9. Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила и мирный вечера пожар волна морская поглотила. (Тютч.) 10. Осенью непрерывно идут дожди и тусклое солнце лишь изредка показывается земле.

433. Прочитайте стихотворение выразительно. Проанализируйте постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Дайте схему первого предложения в последнем четверостишии.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

(А. Блок)

434. Из произведения художественной литературы, которое вы сейчас изучаете, выпишите сложносочинённые предложения с разными сочинительными союзами, используя схемы.

435. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и объясните их употребление.

    1. То за соседним кустом начнёт кричать коростель то с пушечным гулом ударит пудовая рыба то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры то над зарослями начнёт разгораться багровое солнце. (Пауст.) 2. Осенью весь дом засыпан листьями и в двух маленьких комнатках становится светло. (Пауст.) 3. Гулять на улицу меня не пускали да и некогда было гулять. (Л/. Г.) 4. В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А.Н. Т.) 5. С востока надвигались тёмные дождливые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.)

436. Прочитайте отрывок из рассказа «Студент». В рассказах писателя преобладают сложносочинённые предложения. Найдите их в тексте и выпишите, графически объясняя постановку знаков препинания. Подумайте, какую стилистическую функцию выполняют сложносочинённые предложения в этом отрывке.

    Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Стемнело в лесу, и некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, возвращаясь домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на огородах около реки светился огонь. Далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. По случаю Страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

(А. Чехов)

1. Выпишите простые односоставные предложения, определите их вид, выделите грамматические основы.
2. Найдите предложения, осложнённые: 1) обособленным приложением; 2) обособленным уточняющим обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания.
3. Какие средства выразительности встречаются в тексте? Назовите их, приведите примеры.

Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru