Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Морфология. Речь

§ 10. Части речи и члены предложения

Что бы ни говорили, но грамматика
именно учит не чему другому, как
правильному употреблению языка,
то есть правильно говорить, читать и писать...

    В. Белинский

    Упр. 82. Учимся говорить на лингвистичесную тему

Ответьте на вопросы таким образом, чтобы получилось связное высказывание.

    1. Что изучает морфология?

    2. Что обозначает слово морфология? Какова его этимология?

    3. Что такое часть речи?

    4. Чем различаются грамматическое и лексическое значения?

    5. Какие части речи выделяются в русском языке?

    6. На какие группы делятся части речи? Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

    Упр. 83

1. Прочитайте отрывок из стихотворения А. К. Толстого сначала про себя, потом вслух, соблюдая правильную интонацию.

    Запад гаснет в дали бледно-розовой,
    Звёзды небо усеяли чистое,
    Соловей свищет в роще берёзовой,
    И травою запахло душистою.

2. Перепишите текст, подчёркивая члены предложения и объясняя постановку знаков препинания. Укажите, какой частью речи является каждое слово этого текста. Составьте схему предложения.

3. Объясните разницу в терминах «часть речи», «член предложения».

4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

    Упр. 84

1. Распределите слова на три группы и запишите их в таблицу в начальной форме.

    Белизной, строительством, кожанкой, тройка, синему, втроём, кожаный, барабанит, цветочный, счастлив, трубите, лежачий, цвело, отбелили, они, пенились, цветеньем, мамин, три, лежите, строится, синеет.

2. Слова каких частей речи вы не записали в таблицу? Почему? Назовите их.

3. Среди записанных вами слов подчеркните те, которые являются однокоренными, но относятся к разным частям речи.

    Упр. 85

1. Выразительно прочитайте текст, спишите его. Как вы понимаете смысл выделенных словосочетаний?

    В последний раз румяный день
    Мелькнул за дальними лесами,
    И ночи пасмурная тень
    Слилась уныло с небесами.

      (А. Пожидаев)

    2. Выпишите из текста четыре-пять словосочетаний. Обозначьте в них главное и зависимое слова. Укажите, какой частью речи они являются.

    3. Составьте схему предложения и объясните постановку знаков препинания.

    4. По ритму стиха определите, как правильно: сли́лась или слила́сь.

    Упр. 86. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

1. Внимательно прочитайте текст о русском учёном Александре Христофоровиче Востокове. Запишите фамилию, имя и отчество этого крупнейшего лингвиста.

    Александр Христофорович ВОСТОКОВ (1781 —1864) — известный русский филолог, академик Петербургской академии наук, поэт.

      Александр Христофорович ВОСТОКОВ

    Он занимался изучением памятников древнерусской и славянской письменности. Исследования Александра Христофоровича Востокова получили высокую оценку в европейской лингвистике.

    Одна из заслуг Востокова — создание учебных книг по русскому языку.

    Изучение грамматики А. X. Востоков строил на основе живой разговорной речи.

    А. X. Востоков известен как исследователь русского стихосложения. Его книгу «Опыт русского стихосложения» высоко оценил Александр Сергеевич Пушкин.

2. Спишите первое предложение каждого абзаца. Во всех предложениях подчеркните определения.

3. Разделите текст на части и перескажите его.

4. Выполните синтаксический разбор первого предложения второго абзаца текста.

5. Сделайте лексический разбор выделенных слов.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru