Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

 

 

 

 

Глагол

 

§ 31. Правописание приставок при- и пре- (продолжение)

    Упр. 328

Спишите, объясняя, где возможно, значение приставки; укажите корни, имеющие в своём составе часть пре.

    Произошла пр..удивительная история, щенок пр..вратился в породистую собаку, пр..зрительно смотреть, те(р, рр)итория пр..вокзальной площади, пр..рывиетый звук сирены, пр..увеличенные страхи, пр..образовать природу, пр..следовать врага.

    Упр. 329

1. Укажите основное значение приставок.

    Прикрепить к стене, присесть на скамейку, приблизиться к зданию, приподнять шляпу, присмотреть за ребёнком, привязанность друг к другу, пригнуть к земле.

2. Замените словосочетания одним словом с приставкой при-.

    Слегка пугать; соединив, дать срастись; летя, достигнуть земли; растущий около озера; проявить ласку; мирить поссорившихся; явиться куда-нибудь.

Возмите на заметку!

В некоторых словах значение приставки при- установить нелегко: причудливый, привлекательный, привольный, привычка, притеснять, присутствовать, принудительный, пристрастие, примечать.

    Упр. 330

1. К словам из рубрики «Возьмите на заметку!» подберите однокоренные, приставки обозначьте.

2. Что обозначают слова причудливый, пристрастный? Найдите информацию об этих словах в толковом словаре и подберите к ним синонимы.

    Упр. 331

Запишите слова из рубрики «Возьмите на заметку!» в составе словосочетаний. К словам привередливый, признание подберите синонимы.

    Упр. 332

Спишите» указывая, где возможно, значение приставки. Подчеркните слова, в которых вы затрудняетесь объяснить значение приставки.

    Имя пр..лагательное, пр..винтить ручку к двери, пр..зирать трусость, пр..сутствовать на концерте, пр..открыть балконную дверь, пр..строить террасу, непр..метный на вид человек, пустырь пр..вратили в городской парк, пр..рвать беседу, пр..чудливые узоры на ковре, пр..странные истории, пр..градить реку плотиной, пр..йти в бассейн, пр..задуматься над своими поступками, пр..гласить на вальс.

    Упр. 333

1. Спишите. Объясните употребление нужной приставки.

    Но город вырос. В изголовье
    Он положил полей (при, пре) волье,
    Плечами го́ры (при, пре) давил,
    Болота ка́мнями покрыл.

            (И. Никитин)

2. Для чего в двух словах обозначено ударение? В каком из них помета ударения помогает различить разные формы одного и того же слова, а в каком обозначает устаревшее ударение?

3. От существительного с приставкой пp..- образуйте прилагательное; обозначьте словообразующую морфему.

4. Выпишите слова с чередованием гласных в корне; подберите к этим словам однокоренные. Корни обозначьте.

5. Подчеркните грамматическую основу каждого предложения.

6. Объясните постановку всех знаков препинания. Однородные члены предложения подчеркните.

    Упр. 335

1. В русский язык вошло немало заимствованных слов, в начале которых пишется пре или при. Прочитайте слова, соблюдая правильное произношение и ударение. Запомните написание этих слов.

2. По толковому словарику определите лексическое значение этих слов.

3. От данных слов образуйте, где возможно, однокоренные, запишите их в составе словосочетаний. Определите способ образования этих слов.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru