Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Причастие

§ 37. Полные и краткие причастия

1. Действительные причастия имеют только полную форму и в предложении обычно употребляются в качестве определения: мальчик энергично размахивал руками.

2. Страдательные причастия употребляются в речи в полной и краткой форме.

В суффиксах кратких причастий пишется одна буква н.

Полные страдательные причастия в предложении являются определением. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении являются сказуемым вместе с глагольной связкой быть:

    Упр. 432. Учимся говорить на лингвистическую тему

Расскажите, в чём сходство и в чём различие полных и кратких страдательных причастий.

    Упр. 433

1. От данных ниже глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Вставьте пропущенные буквы. Во всех словах обозначьте суффиксы и окончания.

    Св..лить, выр..стить, обесп..коить, про..вить, ск..сить, зам..сить, зад..ржать, скле..ть, устроить, засе..ть, получить.

2. С любыми из записанных вами кратких причастий придумайте и запишите три-четыре предложения. Каким членом предложения будут краткие причастия? Подчеркните в предложениях грамматическую основу.

    Упр. 434

1. От глаголов прервать, назвать, отобрать, собрать образуйте и запишите следующие грамматические формы:

Каковы морфологические признаки этих форм?

2. Прочитайте вслух все образованные формы причастий. С помощью орфоэпического словаря определите, правильно ли вы произносите эти формы. Всегда ли падает ударение на одну и ту же морфему при изменении форм этих слов?

    Упр. 435

1. Выпишите только грамматические основы предложений: определите, чем выражены в них сказуемые.

    1) Её глаза были заплаканы, (А. Пушкин) 2) Деревья в садах так плотно еклеепы тьмою. (М. Горький) 3) Все мысли их были сосредоточены в это время на самих себе. (Н. Гоголь)

2. Объясните, почему в этих причастиях пишется одна буква н.

3. Выполните лексический разбор выделенного слова.

    Упр. 436

Выполните упражнение по образцу, образуя от полных причастий и прилагательных краткие формы.

    Освещённая поляна. Исправленная неточность. Законное требование. Выстроенные здания. Потерянное время. Сорванная ветка. Засеянное поле. Нагруженная машина. Разбросанные вещи. Сожжённое письмо. Длинное платье. Сплетённые корзины.

    Упр. 437

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений.

    1) Господский дом погружён в сон. Вся южная сторона неба густо зал..та б..гровым зар..вом. Небо восп..ле(н, нн)о. 2) Лицо было бледно ут..мле(н, нн)о и серьёзно. 3) На людях и на ж..вотных была написа(н, нн)а скука. 4) Поверхность реки и..рыта и взбуд..раже(н, нн)а. 5) Оба берега зал..ты ярким светом (полу) де(н, нн)ого солнца.

            (А. Чехов)

2. В первом и пятом примерах встречается одно и то же краткое причастие, но в разных формах. Как их правильно произнести? Проверьте себя по орфоэпическому словарику.

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

    Упр. 438

1. Из орфоэпического словарика выпишите в таблицу по образцу пять страдательных причастий прошедшего времени, указывая правильное ударение в полной и кратких формах. Запомните правильное произношение этих слов.

2. Устно составьте предложения с краткими причастиями мужского и женского рода. В чём различие в произношении этих форм причастий?

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru