Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

§ 11. Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.

Выпишите выделенные словосочетания, составьте их схемы. Проанализируйте, в каких словосочетаниях изменение формы главного слова сопровождается изменением всех форм зависимого слова; в каких зависимое слово употребляется в той падежной форме, которую требует главное; в каких зависимое слово (неизменяемое) присоединяется к главному только по смыслу.

    1) На утиное озеро я шёл по пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые борки́, снова выходил в поле. Мягкая и беззвучная дорога ушла в сторону, и я отступил на твёрдую тропку, суетливо вившуюся вдоль берега реки.5

    (Ю. Казаков)

    2) Луна светит. Тихо... Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые ночи вольно, дерзко.

    (В. Шукшин)

    Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления и примыкания.

    В правилах сочетания слов ярко проявляется национальная специфика языка.

    Согласование - вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное: в берёзовую рощу, берёзовой рощей.

    Управление - вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом: читать книгу, восхищаться книгой.

    При изменении формы главного слова падежная форма зависимого слова не изменяется: читаю книгу, читал книгу; восхищаюсь книгой, восхищался книгой.

    Примыкание - вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу: читать громко, читал очень хорошо.

64. Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях. Укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи.

стратегия

    Равнодушный человек, пользоваться компьютером, обид..л (не)нароком, где(то) р..стёт, успеет до pa(с, сс)вета, зан..маюсь историей, собрался в лес, инициатива пр..кращения, курс реформ, стратегия ун..чтожения, анализировать это, обсуждение кандидатуры, адресова(н, нн)ы читателям, факты утраты, правовое государство, показывает сходство, гарантия успеха, тёплый приём, политика соз..дания

65. Составьте такие словосочетания со словами обсудить, подчеркнуть, объяснить, определить, продумать, рекламировать, изложить, чтобы в них была подчинительная связь - управление. Зависимое слово употребите в винительном падеже без предлога.

Образец. Установить (что?) истину (В. п.).

66. Нормативно ли построение данных словосочетаний?

    Молодая доцент, внимательная доктор, красные и зелёные шары, красные и зелёный шары, большой соня, ужасный неряха, талантливая профессор.

67. Преобразуйте глагольные словосочетания в именные по образцу. Какие из словосочетаний вы предпочли бы использовать в деловой речи?

    Строить дворцы. Созд..вать государство. Возр..ждать традицию. Разв..вать промышленность. Изучать музыку. Получить письмо. К..нцентрировать ресурсы. Про..влять добр..ту. Исп..лнять обяза(н, нн)ости. Любить крас..ту. Обл..чать зло. Пр..одолеть пр..пятствие. Пр..высить скорость.

68. Составьте словосочетания, записывая их в два столбика.

Управление предложное

    Озабоченность (судьба страны). Забота (жизнь народа).
    Писать (события за рубежом). Описывать (каникулы в деревне).
    Опл..тить (проезд). Запл..тить (билет).
    К..нтроль (работа). К..нтролировать (работа).
    Наблюдать (порядок). Установить (порядок).
    Обсуждать (условия игры). Спорить (условия игры).

69. Какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями? Почему?

    Поверхностно и формально, сближает их, конфликты и конфликтные ситуации, побледневшее небо, из-под дома, всходит луна.

70. Выпишите словосочетания по образцу. Помните, что грамматическая основа (сочетание подлежащего и сказуемого) не относится к словосочетаниям!

    1. Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. 2. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки. 3. Позади молодой осинки высится старый лес. 4. Я нагибаюсь и поднимаю с земли свежие листья. 5. Изредка попадаются молодые дубки с неопавшей листвой.

(По Е. Носову)

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru