Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Простое предложение

 

§ 13. Грамматическая (предикативная) основа предложения

    1. Какие синтаксические единицы вы знаете?
    2. Чем отличается предложение от словосочетания?
    3. Назовите главные члены предложения.
    4. Почему нельзя сказать, что подлежащее подчиняется сказуемому, а сказуемое - подлежащему?

    Докажите, пользуясь схемой, их взаимозависимость.

основа предложения

    Представьте себе, что в данной выше схеме мы закрыли листочком главные члены.

    Соотносятся ли оставшиеся члены предложения с действительностью? Понятно ли, о чём идёт речь?

    Объясните, почему подлежащее и сказуемое - главные члены предложения (предикативная основа).

73. Спишите. Подчеркните грамматические основы предложений. В каком предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена?

В наиболее чистом виде русское деревянное зодчество сохранилось на севере России. Там северяне2 строили большие, массивные, уютные, добротные избы.4 Стоит такая изба лицом к проезжей дороге, реке или озеру. Она поблёскивает на солнце высоко поднятыми над землёй окнами. Под её кровом жили деды, отцы, сыновья и внуки. Простая деревенская изба.

    Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

    Предложения с одним главным членом называются односоставными.

74. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Спишите его. Какие особенности синтаксической структуры предложений создают лаконичность лирического повествования? Укажите предложения, состоящие только из главных членов. Как они называются? В первом четверостишии подчеркните грамматические основы предложений. Найдите слова, использованные в переносном значении.

колокол

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали2 листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

    Грамматическая основа предложения выражает его основное значение, соотносит его с определённым отрезком окружающего мира.

    Фрагмент действительности может описываться в предложении как реальный или как нереальный - возможный, необходимый, желательный. Например:

    содержание предложения отражает фрагмент действительности как реальный: Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал:

    содержание предложения отражает фрагмент окружающего мира как возможный или желательный: Ты жил - я так же мог бы жить! Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, я променял бы, если б мог;

    содержание предложения отражает побуждение к действию: Исчезни, мрачный дух сомненья! (М. Лермонтов)

75. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, предложения в такой последовательности: а) обозначающие реальный фрагмент действительности; б) обозначающие нереальный фрагмент действительности. Подчеркните грамматические основы. • Найдите в текстах устаревшие слова и подберите к ним синонимы, взятые из современного языка.

1. Октябрь уж наступил — уж роща отр..хает
Последние листы с нагих своих ветвей...

2. Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда(б) не зной да пыль да к..мары да мухи.

3. Последняя туча рассея(н, нн)ой бури!
Одна ты несёшься по ясной лазур......
Довольно, сокройся!

(А. Пушкин)

76. Изложение. Прочитайте и перескажите текст К. Паустовского так, чтобы в нём отражалась картина окружающей действительности как возможная или желательная.

Возможное начало «Если бы я поехал в Санкт-Петербург...»

• Найдите однокоренные слова к слову великий.

ансамбль

    Ленинград... Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий. Я подолгу всматривался в них, старался разгадать тайну их архитектуры. Она заключалась в том, что эти здания производили впечатление величия, на самом же деле были не велики. Одна из самых замечательных построек — здание Главного штаба. Оно вытягивается плавной дугой против Зимнего дворца и по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого высотного дома в Москве.

соразмерность

    Разгадка была проста. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических* пропорций и от небольшого числа украшений.

    Всматриваешься в эти здания и понимаешь, что хороший вкус — это прежде всего чувство меры.

 

 

Рейтинг@Mail.ru