Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Второстепенные члены предложения

 

§ 23. Роль второстепенных членов в предложении

    Вспомните, что вы знаете о второстепенных членах предложения.

    Какие члены двусоставного предложения составляют его грамматическую основу?

    Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

    Как они называются?

    На какие группы делятся второстепенные члены?

    На какие вопросы отвечает дополнение? определение? обстоятельство?

    Прочитайте.

1. Я смотрел, как кот Василий бродит, бормочет, откашливается, подвывает, мычит.

1. Я смотрел, как злосчастный кот Василий бродит около дуба то вправо, то влево, бормочет, откашливается, подвывает, мычит.

2. Кот не знал толком ничего.

2. Ни одной сказки и ни одной песни кот не знал больше чем наполовину.

3. Звучали сказки, легенды, притчи, песни.

3. Это были русские, украинские, западнославянские, немецкие, английские, даже японские, китайские и африканские сказки, легенды, притчи, баллады, песни, романсы, частушки.

    Из предложений какого столбца можно понять, что они заимствованы из фантастической повести?

    Какие слова вносят эту информацию? Какими членами предложения они являются?

    Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

    Второстепенные члены могут пояснять как главные, так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания. Например:

    (А. Кольцов)

    Второстепенные члены предложения могут соединяться с другими членами предложения тремя способами: согласованием, управлением, примыканием. Например: Светит яркое солнце (согласование). В лесу мы собирали грибы и ягоды (управление). Она говорила уверенно и бойко (примыкание).

    С помощью второстепенных членов предложения фрагмент окружающей действительности может быть описан более подробно. Второстепенные члены могут указывать на качество предмета (Наступило жаркое лето); принадлежность предмета (Ты взял мою тетрадь); орудие действия (Он любил писать карандашом); предмет, на который направлено действие (Владимир отправил письмо ещё вчера)] место действия (Они остановились в гостинице), время действия (Зимой ребята часто катались на лыжах)] причину действия (Он дремал от усталости) и др.

    По характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения и обстоятельства.

121. Прочитайте предложения из книги Л. Кассиля о юном талантливом художнике Коле Дмитриеве. Укажите слова, словосочетания, характеризующие внешность мальчика, а также впечатление, которое он производил на людей. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните грамматические основы предложений и второстепенные члены, поясняющие другие второстепенные члены. Значком х отметьте слова, к которым они относятся.

изящно

    1. Был он, казалось, наделён врождё(н, нн)ым изящ..ством какой(то) особой свободной и в то(же) время скромной прост..той движений. 2. Смотрел на людей с (не)насытным и добрым вн..манием. 3. Ш..л ли он с мяч..м в руке на пустырь «постучать» в футбол с ребятами отправлялся ли он со своим походным ящичком в парк на зарисовки покупал ли цветы — всё в нём рад..вало даже посторо(н, нн)их людей. 4. Жест у него был пластичный просторный иногда буд(то) (не)брежный но почти всегда точный. 5. Ставил вещь на место сразу (не)переставляя (не)терпел суеты рад..вался порядку в доме и сразу прим..чал малейшие перемены. 6. Сам он (не)был щ..голь ценил прост..ту в костюме любил одеват(?)ся во вкусе спортивном.

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru