Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Второстепенные члены предложения

 

§ 24. Дополнение

    Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Дополнение

    Дополнения, как правило, выражаются существительными или местоимениями, но могут быть выражены и словами других частей речи в значении существительного. Например: Что это был за туман, который застилал от глаз (что?) (А. Чехов)

    В роли дополнения может употребляться неопределённая форма глагола: просить, умолять, приказывать, разрешать, препятствовать и др. Например: Я велел ямщику (А. Пушкин)

    Примечание. 1. Дополнение может выражаться словосочетанием, например: Летом я прочитала (что?) Мы выписываем

    2. Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие, например: Я взял и начал писать За поворотом мы увидели

    Прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании.

    Например: Брат не написал

    Остальные дополнения - косвенные. Например:

122. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены все предложения этого упражнения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите дополнения; укажите по образцу, чем они выражены, являются прямыми или косвенными.

Образец.

(косв.) Ивана Дмитриевича Сытина была связана каждая четвёртая из книг, изданных в России перед Октябрьской революцией.

просвещение

    1. Ми(л, лл)ионы детей учились читать по его азбукам и букварям ми(л, лл)ионы взрослых по его деш..вым изданиям (в)первые знакомились с произведениями русских классиков. 2. В 1882 году Сытин обр..зовал (книго)издательское и (книго)торговое товарищество «Сытин и КГ» с капиталом в 75 тыс. рублей а в следующем году открыл на Старой площад.. собственную книжную лавку. 3. С именем Сытина связ..вают целую эпоху в деле широкого народного просв..щения. 4. В начале деятельност.. Сытина произведения Пушкина Гоголя Толстого Достоевского и других замечательных писателей были доступны лишь (не)значительной части русского общества. Эти книги стоили дорого и прод..вались лишь в городских магазинах. 5. В деревни коробейники-офени доставляли деш..вые книжки, так называемую лубочную литературу. 6. По предложению В. Г. Черткова, друга и единомышле(н, нн)ика Л. Н. Толстого, Сытин нач..л изд..вать книги лучших русских писателей и прод..вать их по деш..вой цене. (С)начал.. выпуск этих книг почти (не)покрывал затрат на них. 7. Сытин продолжал нач..тое дело и (в)скоре почу(?)ствовал положительные сдвиги. 8. В последующие годы издательство Сытина стало выпускать не только художественные произведения но и (научно)популярные книги деш..вые учебники для деревенских школ (много)томные энциклопед.. для (небогатых читателей из народа.5 9. Результатом всей этой огромной просв..тительской деятельност.. стало заметное изм..нение вкуса народа.

(По К. Рыжову)

123. Расскажите, что интересного вы узнали об Иване Дмитриевиче Сытине, используя текст предыдущего упражнения.

124. Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределённой формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в невыписанных предложениях?

    1. Помните сказку о том, как один старик попросил своих сыновей переломить веник? Сыновья ломали, ломали и не смогли сломать. Старик велел развязать веник и попробовать сломать его по прутику. (Е. Пермяк) 2. Муромский... предложил им осмотреть перед обедом сад. 3. Швабрин... просил меня забыть о прошедшем. 4. Алексей заклинал её не лишать его одной отрады: увидеться с нею. 5. Зурин уговорил меня попробовать пуншу. 6. Мать велела мне дать руку Дон Альвару. 7. Я приказал ехать на неизвестный мне предмет. 8. Василиса Егоровна принудила его во всём признаться. 9. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (А. Пушкин)

125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

    1. В Третьяковской галерее ребята видели — —, — —, — —. 2. В консерватории мои друзья прослушали — —, — —. 3. В кинотеатре мы смотрели — —, — —. 4. На концерте любимый певец спел — —, — —. 5. В театре мои родители видели — —, — —.

126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.

В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.

    1. Он читает газеты и смотрит телевизор. 2. Студент законспектировал эту интересную статью. 3. Редактор заметил ошибку в тексте. 4. Ученики поняли новую теорему. 5. Рабочие имели специальное образование.

Окончание 24 параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru