Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Второстепенные члены предложения

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. В чём отличие предложения от словосочетания?
    2. На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
    3. Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?
    4. В чём различие между главными и второстепенными членами предложения?
    5. Какие виды сказуемого вы знаете? Охарактеризуйте особенности каждого из них. Приведите примеры.
    6. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом из них. Приведите примеры.
    7. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.
    8. Охарактеризуйте виды обстоятельств.
    9. В каких случаях между главными членами двусоставного предложения ставится тире? Подтвердите свой ответ примерами.
    10. Расскажите о знаках препинания при приложении.

167. Прочитайте. Определите тему текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните подлежащие и составные именные сказуемые.

    Первая р..форма русского письма была осуществле(н, нн)а в 1708— 1710 гг. Петром I. Из алфавита был устранён ряд (не)нужных букв: ω (омега), ψ (пси), (юс большой), (юс малый) и др. Начертания букв были округле(н, нн)ы и упроще(н, нн)ы. Реформировав, нн)ый шрифт получил название гражданского.

    Вторая р..форма в истор.. русского письма, проведё(н, нн)ая в 1917—1918 гг., была реформой и азбуки, и орфографии. Подготовка этой р..формы началась в конце XIX — начале XX в. Тогда стала особенно оч..видной необходимость упрощения правописания и упразднения ставших излишними букв. В 1904 г. была созда(н, нн)а орфографическая комиссия. Выделе(н, нн)ая из её состава подкомиссия под руководством академиков Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова подготовила и опубликовала в 1912 г. проект реформы русской орфографии. Из алфавита были из(?)яты буквы в конце слов после согласных. Новые правила орфограф., были утвержде(н, нн)ы в 1918 г.

    Р..форма 1917—1918 гг. была единстве(н, нн)ой реформой русского правописания, направле(н, нн)ой на совершенствование её правил. В 1956 г. было проведе(н, нн)о упорядочение правил орфограф.. . Система упорядоче(н, нн)ых правил закрепле(н, нн)а в своде «Правила русской орфограф.. и пунктуац..» (М., 1956).

(По энциклопедии «Русский язык»)

168. Прочитайте текст предыдущего упражнения. Чему он посвящён: реформе орфографии или реформе русского языка? Можно ли вообще говорить о реформе русского языка? Почему? Запишите своё мнение, аргументируйте его.

169. В данных предложениях допущены ошибки: отсутствуют существительные в устойчивом словосочетании. Запишите предложения в исправленном виде.

    1. Я хотел(бы) обратить ещё на один вопрос. 2. В обсужден., космической программы должны принять и учёные и предприятия и общественность. 3. В первую очередь мы(бы) хотели сегодня оговорить о работе музыкальных коллективов. 4. Делегаты не раз обменивались по этому (не)лёгкому для них вопросу.

170. Напишите, как вы говорите в разных случаях жизни, например когда отвечаете на уроке, беседуете с товарищами, выступаете на собрании, разговариваете с родителями. Используйте для характеристики своей манеры говорить обстоятельства образа действия, выраженные различными способами, в том числе некоторыми из приведённых здесь наречий.

Материал для справок: бойко, вежливо, взволнованно, ворчливо, дерзко, громко, задорно, застенчиво, задушевно, запальчиво, критически, кратко, медлительно, неторопливо, невнятно, невыразительно, непонятно, отрывисто, отчётливо, плавно, почтительно, просто, прямо, равнодушно, сбивчиво, смело, спокойно, тихо, торопливо, точно, тягуче, уверенно, убедительно.

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru