Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Второстепенные члены предложения

 

§ 29. Характеристика человека

162. Прочитайте медленно, вдумчиво текст об известном лингвисте А. М. Пешковском. Что вам показалось особенно интересным в его биографии и в его научной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.

АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ ПЕШКОВСКИЙ
(1878—1933)

Пешковский

    Отечественная синтаксическая традиция, начало которой, как и многому другому в нашей науке, было положено М. В. Ломоносовым, представлена великими именами и насчитывает в своём развитии уже более 200 лет. Синтаксисом занимались такие выдающиеся учёные, как А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и др. К их числу принадлежит и Александр Матвеевич Пешковский.

    Судьба Пешковского сходна с судьбами многих отечественных языковедов, чей путь в науку начался с преподавания языков и словесности в гимназиях. А. М. Пешковский долгое время служил в различных московских гимназиях. Он считал своим долгом обучать учеников таким образом, чтобы они понимали грамматику родного языка, умели судить о ней не по-школярски, имели представление о языковедении как науке. Прежде чем изучать язык во всех его проявлениях, ученики должны составить представление о его структуре, увидеть родной язык как единое целое.

    Гимназический опыт повлиял и на характер научной деятельности А. М. Пешковского. Самый известный его труд «Русский синтаксис в научном освещении» — книга, в которой проявился талант Пешковского как педагога. Вместе с читателями он проводит эксперименты и размышляет над их результатами. Именно А. М. Пешковский ввёл в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственно языковое обоснование. Нулевые связки и бытийные глаголы выявляются на основе сопоставления таких предложений, как Он инженер. — Он был инженер. — Он будет инженер. Тем самым было предложено сыгравшее большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в предложениях.

(По энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык»
и энциклопедии «Русский язык»)

163. Используя материалы учебника истории, энциклопедические словари, Интернет, напишите в форме краткой статьи в Детскую энциклопедию о выдающихся людях России первой половины XIX века: физиках В. В. Петрове, П. Л. Шиллинге, Б. С. Якоби, металлурге П. П. Аносове, химике Н. Н. Зинине, хирурге Н. И. Пирогове, историке Н. М. Карамзине и др.

164. Прочитайте. Найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление степени проявления признака. Задайте к этим обстоятельствам вопрос. Спишите. Можно ли сказать, что этот текст - фрагмент характеристики?

    Серёжа Ивин был смуглый, курчавый мальчик, с очень свеж..ми, красивыми губами, которые ре..ко полностью закрывали верхний ряд белых зубов, с тёмно-голубыми пр..красными глазами и необыкновенно бойк..м выр..жением лица. Он никогда не улыбался, но смотрел совершенно сер(?)ёзно или от души смеялся своим звонк..м, отчётлив..м и чрезвычайно увлекательн..м смехом.

(По Л. Толстому)

Обстоятельства меры и степени

в какой степени?
насколько?

165. Напишите о человеке, который вам нравится, которому вы хотели бы подражать, или, наоборот, о человеке, который вам неприятен.

166. Картина Ю. Ракши называется «Проводы ополчения». На ней изображено историческое событие из жизни России: мужчины самых разных сословий уходят защищать свою Родину. Рассмотрите части картины: пейзаж, на фоне которого происходят события; ополченцы; женщины, провожающие воинов.

Почему художник поместил на переднем плане именно женщин? Чем они объединены и что их отличает? Обратите внимание на позы, выражения лиц, одежду и т. д. Описывая женщин, вы создадите групповой портрет, если отметите в них общее и на фоне этого общего - некоторые особенности.

 

 

Рейтинг@Mail.ru