Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Однородные члены предложения

 

§ 42. Однородные и неоднородные определения

    Определения, соединённые без помощи союзов, могут быть как однородными, так и неоднородными.

    Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Например, в предложении Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восточноевропейских языков определения русский, украинский и белорусский являются однородными: они характеризуют языки с одной стороны - по их принадлежности определённой нации.

    Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно вставить союз и.

    В предложении Учёные проявляют большой интерес к малоизученным африканским языкам выделенные определения не являются однородными: они характеризуют разные признаки этих языков - степень их изученности (малоизученным) и принадлежность народам определённого континента (африканским). В этом случае определение малоизученным относится не непосредственно к существительному языкам, а к словосочетанию африканским языкам.

Между однородными определениями, соединёнными бессоюзной связью, запятая ставится, а между неоднородными - не ставится.

Применяя правило, р а с с у ж д а й т е   так:

Всюду между деревьев мелькали белые, синие, красные рубахи. (И. Тургенев) Определения однородные, между ними можно поставить союз и: и белые, и синие, и красные.

Первый золотистый луч скользит по вершинам гор. Определения неоднородные, между ними нельзя поставить союз и. Определение первый относится ко всему словосочетанию золотистый луч. Схематически отношения между однородными и неоднородными определениями можно изобразить следующим образом:

Однородные, неоднородные
определения

243. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Запишите предложения. В каких из них определения являются неоднородными? Как вы это определили?

поликлиника

    1. Мимо станции промчался — — товарный поезд (длина). 2. Мне подарили — — и(л, лл)юстрированную книгу (размер).4 3. Возле поликлиники и стадиона росли — — стройные сосны (возраст). 4. Витрину магазина украшали — —   — — игрушки (материал). 5. Этот — — нарик удобен для туриста (размер). 6. Ещё один большой — — дом выстроили в юго-западной части города (материал). 4 7. На молодёжном фестивале исполнялись ру(с, сс)кие — —   — — песни (принадлежность).

244. Распространите предложения двумя способами.

I. Чтобы определения были однородными, т. е. характеризовали однотипные признаки предмета.

    I. В питомнике научились выводить — — норок. 2. На свеж..м снегу нетрудно было заметить — — следы. 3. Осенью бывает пр..ятно собрать и пр..нести домой букет из — — листьев клёна.

II. Чтобы определения были неоднородными, т. е. характеризовали предмет с разных сторон.

    1. Джинсы — это — — . 2. Вельвет — — — ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков. 3. Ситец — — — ткань с отделкой в виде цветов орнамента. 4. Атла́с — — — ткань, которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.

Окончание 42 параграфа >>>

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru