Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

 

 

 

Однородные члены предложения

 

§ 44. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (окончание)

270. Подберите к однородным членам обобщающие слова, данные в рамках. Часть предложений запишите с обобщающим словом перед однородными членами, а часть - с обобщающим словом после однородных членов. Поставьте недостающие знаки препинания.

никто, ничто, никуда

    1. — — не нарушало тишину ночи ни шум машин ни грохот трамваев ни гудки паровозов. 2. «После школы ты — — не пойдёшь ни на каток ни в кино ни в бассейн», — предупредила мама. 3. Не думалось под вечер — — ни о работе ни об отдыхе. 4. Мы не ждём гостей — — ни из родного города ни из деревни ни из столицы. 5. — — не был известен телефон книжного магазина ни отцу ни матери ни мне. 6. Благодарность получить приятно — — ребёнку подростку взрослому. 7. Результаты в беге на 100 метров среди мужчин поразили — — и начинающего и опытного спортсмена.

271. Замените обобщающие слова, которые вы вставили в 1-5-е предложения предыдущего упражнения, другими обобщающими словами: все, всё, отовсюду, куда угодно - так, чтобы предложения стали утвердительными. Что произойдёт при этой перестройке с союзом ни и отрицанием не? Запишите получившиеся предложения.

Образец. С этим заданием справится не каждый: ни дошкольник, ни школьник. - С этим заданием справятся все: и школьник, и даже дошкольник.

272. Запишите предложения с обобщающим словом при однородных членах в три группы: 1) с двоеточием; 2) с тире; 3) с двоеточием и тире. Отметьте знаком обобщающее слово. Поставьте недостающие знаки препинания.

    1. Мелким чу(?)ствам зависти и себялюбию (не)должно быть места в твоей душе. 2. Радостью счастьем и надеждой всем поделись со своим другом. 3. В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю трудолюбие. 4. Страх отчаяние надежда радость разочарование самые разнообразные чу(?)ства овладели мною. 5. Родные знакомые места узенькая речка почти заросшая тропинка к дому старый сад заставили сердце биться сильнее. 6. (Сельско)хозяйственные машины новенькие плуги и сеялки тракторы и комбайны бросаются в глаза на открытой площадк.. выставк.. .

273. Выпишите из ваших учебников физики, химии, геометрии и др. не менее трёх предложений с обобщающими словами при однородных членах. Подчеркните обобщающие слова. Определите, чем они выражены.

274. Диктант. Подчеркните однородные сказуемые и над обобщающими словами поставьте знак . Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль описания. Найдите однородные подлежащие, которые очень распространены и поэтому отделены друг от друга точкой с запятой. # Выполните взаимопроверку.

    Светлица была убра(н, нн)а во вкусе того времени. Всё было чисто, вымаза(н, нн)о цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки*, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обдела(н, нн)ый рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебря(н, нн)ыми бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в стари(н, нн)ых церквах, на полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебря(н, нн)ые кубки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запе- чьями, уступами и выступами, покрытая цветными пёстрыми изразцами, — всё это было очень знакомо сыновьям Тараса, приходившим каждый год домой на каникулярное время.

(По Н. Гоголю)

275. Найдите в предложениях однородные члены и обобщающие слова.

    Современные мультимедийные* компьютеры могут работать с пятью видами информации:

    • числовой информацией (числа);
    • текстовой информацией (буквы, слова, предложения, тексты);
    • графической информацией (картинки, рисунки, чертежи);
    • звуковой информацией (музыка, речь, звуки);
    • видеоинформацией (видеофильмы, мультфильмы, кинофильмы).

мультфильм

    Термин «мультимедиа» происходит от соединения английских слов — multy (множественный) и media (среда). Таким образом, «мультимедиа» означает «многие среды».

    Мультимедиа находит своё применение в различных областях: образовании, СМИ, технике, медицине, бизнесе, научных исследованиях, развлечениях и т. д.

    Когда мы играем в компьютерные игры, то слышим музыку, речь и видим мультипликацию, как в мультфильме.

(По материалам Интернета)

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru