Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Обособленные члены предложения

 

§ 48. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

Прочитайте попарно предложения из правого и левого столбцов в соответствии с интонационными схемами.

интонационне схемамы

    При каком условии причастный оборот на письме выделяется запятыми? В каком столбце причастные обороты являются обособленными, а в каком - необособленными?

291. Прочитайте отрывок из книги Е. Фёдорова об известном металлурге Павле Петровиче Аносове, раскрывшем утерянный в Средние века секрет булата (булатной стали). Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте графически обособленные определения, выраженные причастными оборотами, по образцу.

• Укажите глаголы и прилагательные, с помощью которых переданы автором звуковые и зрительные впечатления, полученные в дороге его героем. • С помощью каких языковых средств показано, что путешествие было утомительным?

раскалённый, раскалена

    В страшную жару Аносов возвращался по иртышской долине в Омск. На тройке крепких выносливых коней он ехал по правому берегу могучей сибирской реки воспетой народом. Кругом простиралась степь покрытая сухой выжженной травой. Только там, где поблёскивали освежающие речонки бегущие к Иртышу зеленели густые травы шумели заросли крыжовника чёрной смородины диких роз. Золотились на солнце пахучие целебные цветы раскачивались жёлтые чашечки лютиков. Вдоль военной линии на пути к Омску то и дело встречались безмолвные, пыльные казачьи станицы. В тени у ворот лежали неподвижные псы истомлённые жарой; они не лаяли и провожали тройку сонными глазами. Над степью простиралась тяжёлая духота; до самого светло-голубого горизонта ни зелёного листочка ни свежего стебелька. На опалённой равнине внезапно3 возникали и двигались медленно и грузно огромные песчаные столбы, которые затмевали и солнце и голубизну застывшего эмалевого* неба. Аносов невыносимо страдал от зноя и жажды. Кружилась голова, темнело в глазах, и, казалось, конца не будет мукам от нестерпимой духоты. Мелкая горячая пыль висела в воздухе. Среди голой необозримой равнины то там то здесь чернели юрты казахов, изредка3 тянулись веренйцы верблюдов оглашая раскалённую пустыню унылым звоном колокольчиков. Проскачет быстрый всадник, и снова пустынно вокруг...

292. Спишите текст, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Найдите остальные причастные обороты. Почему они не обособлены?

трассы

    Весна. Летят перелётные птицы. «Путями предков» — так назывался прочитанный мною в детстве рассказ.

    Действительно ли птичьи трассы из века в век неизменны? Нет, облик планеты быстро изменяющийся в наше время изменяет пути перелетов. Из-за новых искусственных морей часть птиц остаётся теперь в средней полосе нашей страны. Некоторые птицы зимовавшие раньше на западном берегу Каспия летят осенью на его восточный берег.

293. Запишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните определения, выраженные причастными оборотами. Объясните, при каких условиях они обособлены, а при каких нет.

• Подчеркните в тексте составные сказуемые. Какие они: именные или глагольные? • Найдите в тексте однокоренные слова.

лежать

    (С)того далёкого времени3, когда я (в)первые3 обратил внимание на небо и (в)первые2 увидал падающую звезду, прошло (не)сколько3 десятилетий2. <...>

    Но и (сей)час, как и в детстве, я люблю в летнюю ночь смотреть на звёздное небо. Лучше всего смотреть, лёжа1 на лугу в тёплой, ещё (не)остывшей от солнечного тепла траве. Тишина простирается над землёй, едва ощутимый ветерок ласково обвевает лицо, и такими прекрасными кажутся небо и звёзды.4 Мысли устремляются в таинственные2 глубины мироздания, вспоминаются стихи Тютчева:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

(А. Перегудов)

294. Запишите фрагмент текста, раскрывая скобки. Вы, наверное, догадались, из какой сказки-были М. Пришвина он взят? Сопоставьте употребление в тексте определений большой, чёрный. Объясните, как меняются смысловые оттенки при обособлении этих определений в третьем случае. Что нового вы узнали об определениях, которые могут быть обособлены?

• Объясните, почему не разделены запятыми определения в словосочетаниях большой чёрный пень, чёрный тёплый пень. • Постарайтесь ответить на вопрос автора, сформулированный в первом предложении.

    (От)куда(же) у человека при его могуществе берётся жадность да(же) к кислой ягоде клюкве? Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как (на)всякую ползущую тварь.

    (Ни)чего (не)видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню. <...>

    А большой чёрный пень собирает (в)себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и всё кругом охлаждается.

    Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло.4 <...> Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и (не)ровности, оплела чёрный тёплый пень и, сделав (на)самом верху (не)сколько оборотов, спустилась (по)ту сторону.4

Обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора - стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения.

Прочитайте и сравните предложения:

    Эта милая и скромная девушка привлекала всеобщее внимание.

    Эта девушка, милая и скромная, привлекала всеобщее внимание.

В каком предложении определения объясняют, почему девушка привлекала всеобщее внимание?
С помощью каких языковых средств это достигается?
Обособляются как согласованные, так и несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже.

Сравните два предложения:

    Евгения Петровна, в платке и пальто, быстро вошла в комнату.

    Она, в платке и пальто, быстро вошла в комнату.

Найдите определяемые слова и определения.
Чем выражены определения?
Чем выражены определяемые слова?
Согласуются ли эти определения с определяемыми словами?

Рассмотрите схему.
Чем могут быть выражены обособленные определения?

Обособляются

Окончание 48 параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru