Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Обособленные члены предложения

 

§ 51. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

    Рассмотрите схему.

    Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? Запишите свои примеры на каждый случай.

обособленные, обстоятельства

    В русском языке есть случаи обязательного обособления.

    К ним относится обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Лермонтов

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты всегда выделяются запятыми, в каком бы месте предложения они ни стояли.

    Фразеологизмы сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание не являются деепричастными оборотами.

    Он трудился не покладая рук.

314. Запишите текст. Обозначьте графически обособленные обстоятельства, объясните пунктуацию при них. • Подчеркните однородные сказуемые с обобщающим словом. Составьте схему этой синтаксической конструкции.

    Снег шёл с самого утра весь день, не переставая. Шёл в синих сумерках, и, когда опустилась совсем чёрная ночь, неустанно и не спеша, он продолжал своё дело: укрывал, всё утолщая, пухлый слой на каждой крыше, ложился на тротуары и деревья, устилал бесконечные проспекты засыпающего, спящего города.

    Ночные фонари лили с высоты свой голубой беззвучный свет на толстые снежные валы по краям обезлюдевших тротуаров.

(Ф. Кнорре)

315. Прочитайте громко, бодро, весело стихотворение С. Маршака. Запишите поэтический текст, отмечая графически обособленные члены предложения. • Объясните, анализируя постановку знаков препинания в первой строфе, к чему относится обособленный деепричастный оборот. • Сравните, с помощью каких знаков препинания обособлено словосочетание весёлый барабанщик. Объясните их постановку.

МАРТ

Набирая силу день за днём,
Солнце стало подниматься раньше,
И стучит капелью под окном
Синий март — весёлый барабанщик.

<...>

По полям, где тёплый ветерок,
Продолжая воевать со стужей,
Смелый март шагает без дорог,
Как мальчишка, шлёпает по лужам.

Он с весенним солнцем заодно
Нынче просыпается пораньше...
Слышишь? Тук-тук-тук — стучит в окно
Синий март, весёлый барабанщик!

316. Прочитайте эпизод из романа М. Горького «Фома Гордеев». Сопоставьте действия мальчиков. Что помогает описанию действий? Запишите текст, графически обозначая обособленные обстоятельства. Чем они выражены? • Найдите приложение, охарактеризуйте его. • Укажите обращения. Как вы думаете, почему фамилия и имя в обращении разделены запятой?

    Когда учитель позвал: «Смолин, Африкан!» — рыжий мальчик, не торопясь, поднялся на ноги, подошёл к учителю, спокойно уставился в лицо ему и, выслушав задачу, стал тщательно выписывать мелом на доске большие круглые цифры.

    «Хорошо... довольно! — сказал учитель. — Ежов3, Николай, продолжай!»

    Один из соседей Фомы по парте, непоседливый маленький мальчик с чёрными мышиными глазками, вскочил с места и пошёл между парт, за всё задевая и вертя головой во все стороны. У доски он схватил мел и, привстав на носки сапог, с шумом, скрипя и соря мелом, стал тыкать им в доску, набрасывая на неё1 мелкие, неясные знаки.

    «Ти-ше», — сказал учитель, болезненно сморщив жёлтое лицо с усталыми глазами. А Ежов звонко и быстро говорил...

317. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающими запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графически границы деепричастных оборотов.

• Укажите графически обособленные определения. Чем они выражены?

    1. Коляска, покачиваясь3 и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее. (А. Чехов) 2. Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе точно задумавшись о своей жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и (не)понятно, (за)чем он летает и что ему нужно. А (в)дали3 машет крыльями мельница... (А. Чехов) 3. Он бросился на диван, заложил руки (за)голову и остался (не)подвижен почти (с)отчаянием глядя в потолок. (И. Тургенев) 4. Был (пол)день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному целиком покоряясь тишине и одиночеству, и сняв с головы старую солдатскую ушанку сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (М. Шолохов) 5. Однажды в тёплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом любуясь звёздным небом синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями. <...> В эту минуту блестящий метеор сорвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркою полосой по небу оставив за собой фосфорический след угасший медленно и (не)заметно. (В. Короленко)

Окончание 51 параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru