Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

 

 

 

Обособленные члены предложения

 

Повторение

Контрольные вопросы

    1. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?
    2. Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?
    3. Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?
    4. Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?
    5. Какие члены предложения называются уточняющими?
    6. С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

334. Запишите текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. • Начертите схему однородных членов, употреблённых в предложениях. • Составьте схему сложного предложения.

    И горы усыпанные зелёными до черноты соснами и небо глубокое голубое и обрывы как оскалы гигантской пасти — всё это было необычайно, и особенно необычайными казались молодые ели растущие на окраине. Они густо распустили ветви касаясь ими земли раскрылись напоминая токующих глухарей.

(И. Панфёров)

335. Запишите тексты, раскрывая скобки и вставляя недостающие запятые. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните, почему они обособлены.

    1. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам быстро отбивавшим переливчатую дробь. (По)временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далёкой высоты и постепенно смолкали точно тихо тая в воздухе.

(В. Короленко)

    2. Мы ложились спать на террасе и сквозь листья дикого винограда видели бледное звёздное небо изнемогающее от зноя (не)проходи- вшего даже ночью и лишь (не)много смягчающегося перед рассветом когда вдруг зашумев камышами из плавней прилетал ветерок уже (не)ночной но ещё и (не)утренний а какой(то) (не)здешний, звёздный.

(В. Катаев)

336. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Выполните самопроверку. Укажите условия для обособления второстепенных членов предложения. • Какие из распространённых определений не являются в данных предложениях обособленными?

    I. 1. Никита вздохнул просыпаясь и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежнобелый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене. 2. Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом.4 Воздух морозный и тонкий защипал в носу иголочками уколол щёки. 3. На воде отражаясь зелёной и красной полосами стояла лодка. 4. В раскрытом настежь3 каретнике закладывали тройку в коляску.

    (А. Н. Толстой)

    II. 1. Разнотравье — это сплетение сотен разнообразных и весёлых цветов раскинувшихся сплошными озёрами по поймам рек. (К. Паустовский) 2. Мы спустились с крутого берега к воде цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как чёрное стекло; на песчаном дне были видны дорожки проложенные улитками. (К. Паустовский) 3. Мать сразу же взялась за уборку. Целый день она всё переставляла скоблила мыла чистила. И когда к вечеру сторож принёс вязанку дров то удивлённый переменой и невиданной чистотой он остановился и не пошёл дальше порога. (А. Гайдар) 4. Лихо откинув чубатую голову мальчик чистил небольшую казацкую шашку почти до самой рукоятки втыкая клинок в мягкую лесную землю.4 (В. Катаев) 5. Было что-то необыкновенно привлекательное в этом оборванном деревенском пастушке с холщовой торбой, в его заросшей голове похожей на соломенную крышу маленькой избушки в его синих ясных глазах. (В. Катаев) 6. Длинная вереница птиц вытягиваясь в ниточку и извиваясь пролетала над пламенеющей линией горизонта. (И. Соколов-Микитов) 7. Заросшие рыжей шубой лесов лиловые горы были покрыты туманом. (И. Соколов-Микитов)

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru