Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Обособленные члены предложения

 

Повторение

Контрольные вопросы

    1. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?
    2. Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?
    3. Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?
    4. Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?
    5. Какие члены предложения называются уточняющими?
    6. С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

334. Запишите текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. • Начертите схему однородных членов, употреблённых в предложениях. • Составьте схему сложного предложения.

    И горы усыпанные зелёными до черноты соснами и небо глубокое голубое и обрывы как оскалы гигантской пасти — всё это было необычайно, и особенно необычайными казались молодые ели растущие на окраине. Они густо распустили ветви касаясь ими земли раскрылись напоминая токующих глухарей.

(И. Панфёров)

335. Запишите тексты, раскрывая скобки и вставляя недостающие запятые. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните, почему они обособлены.

    1. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам быстро отбивавшим переливчатую дробь. (По)временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далёкой высоты и постепенно смолкали точно тихо тая в воздухе.

(В. Короленко)

    2. Мы ложились спать на террасе и сквозь листья дикого винограда видели бледное звёздное небо изнемогающее от зноя (не)проходи- вшего даже ночью и лишь (не)много смягчающегося перед рассветом когда вдруг зашумев камышами из плавней прилетал ветерок уже (не)ночной но ещё и (не)утренний а какой(то) (не)здешний, звёздный.

(В. Катаев)

336. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Выполните самопроверку. Укажите условия для обособления второстепенных членов предложения. • Какие из распространённых определений не являются в данных предложениях обособленными?

    I. 1. Никита вздохнул просыпаясь и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах сквозь чудесно расписанные серебром звёзды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежнобелый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене. 2. Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом.4 Воздух морозный и тонкий защипал в носу иголочками уколол щёки. 3. На воде отражаясь зелёной и красной полосами стояла лодка. 4. В раскрытом настежь3 каретнике закладывали тройку в коляску.

    (А. Н. Толстой)

    II. 1. Разнотравье — это сплетение сотен разнообразных и весёлых цветов раскинувшихся сплошными озёрами по поймам рек. (К. Паустовский) 2. Мы спустились с крутого берега к воде цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как чёрное стекло; на песчаном дне были видны дорожки проложенные улитками. (К. Паустовский) 3. Мать сразу же взялась за уборку. Целый день она всё переставляла скоблила мыла чистила. И когда к вечеру сторож принёс вязанку дров то удивлённый переменой и невиданной чистотой он остановился и не пошёл дальше порога. (А. Гайдар) 4. Лихо откинув чубатую голову мальчик чистил небольшую казацкую шашку почти до самой рукоятки втыкая клинок в мягкую лесную землю.4 (В. Катаев) 5. Было что-то необыкновенно привлекательное в этом оборванном деревенском пастушке с холщовой торбой, в его заросшей голове похожей на соломенную крышу маленькой избушки в его синих ясных глазах. (В. Катаев) 6. Длинная вереница птиц вытягиваясь в ниточку и извиваясь пролетала над пламенеющей линией горизонта. (И. Соколов-Микитов) 7. Заросшие рыжей шубой лесов лиловые горы были покрыты туманом. (И. Соколов-Микитов)

337. Запишите предложения, ставя недостающие запятые при обособленных второстепенных членах.

    I. 1. Там на посыпанной песком узкой дорожке покачивая длинными носами гуськом бежали два вальдшнепа окраскою своих спинок сливавшиеся с тоном дорожки и окаймляющей её жухлой жёсткой травой. (И. Соколов-Микитов) 2. В сундуке на куче всякого тряпья овчин мешков укрывшись своей шубёнкою и подложив под голову шапку крепко и спокойно спал Гек. (А. Гайдар) 3. Справа в переулке за Андреевской церковью вся в утренних светло-вишнёвых лучах видна белоснежная окружённая садом женская гимназия Кроль. (К. Чуковский) 4. Назавтра после раннего обеда Василий Никитьевич велел Никите взять седло — английское из серой замши подаренное на Рождество. (А. Н. Толстой) 5. Утром на рассвете мы остановились в двух километрах от берега темнеющего группою деревянных построек. (И. Соколов-Микитов) 6. Растёт на кургане над Доном-рекой суровый цветок — бессмертник. Стоит на кургане у самой реки цветок не сгибаемый ветром. (А. Софронов)

    II. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные покрытые высоким бором называют борйнами. Пройдя немного болотом дети поднялись на первую борйну известную под названием Высокая грива. Отсюда с высокой пролысинки в серой дымке первого рассвета чуть виднелась борйна Звонкая, которая охотно открыла детям свою широкую просеку покрытую и теперь в апреле тёмно-зелёной брусничной травой.

(По М.Пришвину)

338. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Какие примеры приводит писатель, чтобы раскрыть её? • Подкрепите мысль автора своими примерами из жизни природы.

    Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот... Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке — видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду — замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

    красйвый

    Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырну в движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте-ка, постойте-ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!

    Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет встречал его на своём пути!

    Эти кусты объёмисты, с дюжину детей нужно соединить в цепочку, чтобы окружить один. Ствол не виден, зато множественны его расчленения — ветки, ветки, ветки.

(Ю. Олеша)

339. Прочитайте выразительно и запишите отрывки из стихотворений Б. Пастернака. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните условия их обособления.

1. Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы,
Им, ветреницам, холодно.

По ним плывут, как спички,
Сгорая и захлёбываясь,
Сады и электрички,
Им, ветреницам, холодно.

2. Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать — не исчислить заслуг.

3. В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу голову задрав.

4. Я пробудился. Был, как осень, тёмен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,
Как за возом бегущий дождь сомнений,
Гряду бегущих по небу берёз.

340. Прочитайте отрывок из романа В. Катаева «Разбитая жизнь, или...». Выскажите предположение о том, чем может завершиться изготовление модели.

  • Выпишите последовательно предложения: а) с обособленным определением; б) с обособленным приложением; в) с обособленным обстоятельством.
  • Начертите схемы предложений с прямой речью.

      Почему меня вдруг осенила идея сделать модель аэроплана Блерио? Ещё за минуту я даже и не думал об этом. И вдруг как молния ударила! И при её вспышке я во всех подробностях увидел прелестную модель знаменитого моноплана, недавно перелетевшего через Ла-Манш. Причём эта модель каким-то образом была сделана моими руками.

      Впрочем, тут же я понял, что делать одному модель Блерио будет скучно, а надо непременно найти себе помощника, и тут же мне почему-то представилось, что лучше Женьки — не моего брата, а другого Женьки, реалиста по прозвищу Дубастый — мне товарища не найти. И сейчас же как по мановению волшебной палочки на улице появилась фигура Женьки Дубастого, печально возвращавшегося из своего реального училища, где он схватил две двойки и был к тому же оставлен на час после уроков.

      С горящими глазами я ринулся к Дубастому и, ещё не добежав до него десять шагов, крикнул на всю Отраду:

      — Давай сделаем модель Блерио!

      — Давай! — ответил он с восторгом, хотя до этого момента ему никогда в жизни ещё не приходила мысль сделать какую-нибудь модель.

    341. Прочитайте выразительно отрывок из повести В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Проанализируйте постановку знаков препинания. Какие функции они выполняют в тексте? Запишите текст под диктовку. • Отметьте графически обособленные члены предложения. Назовите условия их обособления. • Сравните определения, встречающиеся во 2 и 3-м предложениях. Почему в одном случае они обособлены, а в другом нет?

      Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным таёжным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе3 прижимаясь2 к вершинам леса.

    Групповая работа

      Составьте таблицу, иллюстрирующую ответ на вопрос об условиях обособления второстепенных членов предложения. Выполните эту работу совместно с 2—3 одноклассниками в виде презентации с использованием компьютера.

     

  •  

    Рейтинг@Mail.ru