Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Aliexpress INT

 

  Aliexpress INT

Вводные и вставные конструкции

 

§ 62. Вставные слова, словосочетания и предложения

    Вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки.

    Они расширяют информацию, которая содержится в предложении. Например:

    Около Константинова росла (да и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.

    Вставные конструкции выделяются скобками.

    Если же нужно показать, что они более тесно связаны с остальным сообщением, то скобки заменяются тире.

    Например: У нашей деревни (зто было в прошлом году) начались археологические раскопки. У нашей деревни - это было в прошлом году - начались археологические раскопки.

    Вставные конструкции в устной речи выделяются паузами, произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены.

385. Проанализируйте употребление вставных конструкций в тексте. Укажите, какая вставная конструкция обогащает содержание предложения; какая поясняет, а какая уточняет мысль автора. Какими знаками препинания выделены вставные конструкции?

    Сразу же выскажу тезис, который я буду стремиться доказать: песня — это именно абсолютно необходимое явление духовного бытия России, тот воздух (единый корень в словах «духовность» и «воздух» в определённом смысле закономерен), без которого оно, это бытие, невозможно, немыслимо (ни для народа, ни для отдельного человека). И точно так же, как мы не «ценим» воздух, пока не начинаем задыхаться, мы не осознаём безусловную необходимость и ценность песни — по крайней мере до момента, когда она начинает исчезать1...

(В. Кожинов)

386. Представьте себе, что вы - ведущий конкурса «Народная песня». Подготовьтесь к публичному выступлению в начале конкурса. Используйте мысли В. Кожинова (упр. 385). Обратитесь с этим публичным выступлением к гостям и выступающим, одноклассникам, младшим или старшим школьникам. Применяйте самые различные доказательства (факты, примеры, ссылки на авторитет), но при этом не будьте категоричны (используйте вводные и вставные конструкции). Каким призывом можно закончить ваше выступление?

387. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставные конструкции, которых в тексте три, заключите в скобки. Подчеркните грамматические основы в простых предложениях в составе сложных; союзы, соединяющие части сложного предложения, заключите в овал. • Укажите архаизмы, определите их значение.

    В одной газете почти официальной сказано было что прадед мой Абрам Петрович Ганнибал крес(?)ник и воспита(н, нн)ик Петра Великого наперс(?)ник его как видно из собстве(н, нн)оручного письма Екатерины II отец Ганнибала пок..рившего Наварин см. памятник воздвигнутый в Царском Селе гр. Ф. Т. Орлову генерал-аншеф и проч. был куплен шкипером* за бутылку рому. Прадед мой если был куплен то вероятно дёш..во но достался шкиперу коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Простительно выходцу (не)любить (ни, не)русских (ни, не)России (ни, не)истории её (ни, не)славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших лет..писей пон..сить лучших сограждан и (не)довольствуясь совреме(н, нн)иками издеваться над гробами праотцов.

(А. Пушкин)

388. Прочитайте текст предыдущего упражнения. Определите тему текста. Сформулируйте и запишите его основную мысль.

389. Спишите, вставляя подходящие по смыслу вводные и вставные конструкции (см. материал для справок). Используйте различные знаки препинания для выделения вводных и вставных конструкций.

    Значение слова окно — — далеко не исчерпывает его семантики. Окно — — впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна — это также ещё и глаза дома. — — этимологически окно от ока, поэтому — — дому — — метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад — —.

(По Е. Верещагину и В. Костомарову)

Материал для справок конечно; действительно; по Далю; «проём в стене для свету»; как одушевлённому существу; обращены в сторону сада; наверное.

390. Выборочный диктант. Запишите предложения, осложнённые вводными и вставными конструкциями.

    Соразмерность... Ощущение прекрасного — это нужно повторять снова и снова — не зависит от величины, грандиозности сооружения. Величина — высота, как и подчёркнутая малость (подкованная блоха, город в спичечном коробке и т. д.), хоть и взывают к чувству прекрасного, но остаются за пределами эстетики*.

    величина

    Чувство архитектурной соразмерности, вероятно, предшествует безошибочному умению ставить высоту, ширину, длину, величину объёмов, а также линии и плоскости в особые, единственно правильные отношения друг с другом. До сих пор, будем надеяться, что этого не случится и впредь, никакая самая многоблочная электронно-вычислительная машина не способна заменять интуицию* зодчего.

    Примечательно, что если говорить о размерах, то многие шедевры каменного зодчества (хотя бы в Кириллове или Переславле-Залесском) намного меньше, например, деревянной церкви Успения или ныне погибшего Анхимовского многоглавого храма. Да и главные памятники Кижского музея-заповедника говорят о том, что русские плотники высоты не боялись. Большая высота не мешала талантливому зодчему, но не смущала его и малая.

(В. Белов)

 

 

Рейтинг@Mail.ru