Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

§ 7. Текст как единица синтаксис

Текст (от лат. textus) — сплетение, соединение, ткань.

41. Прочитайте отрывки из комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Найдите текст. Докажите свою точку зрения. Многие выражения из этой комедии стали крылатыми. Какие известны вам?

    1) Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен! На съездах, на больших, по праздникам приходским господствует ещё смешенье языков французского с нижегородским? А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь1 нынче любят бессловесных. Молчалины господствуют на свете! В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов! Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь1.

2) В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. — Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком,
Такой же толк у дам, такие же наряды...
Он рад, но мы не рады.

Текст - высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённой последовательности.

Текст отражает фрагмент окружающей действительности.

Основные признаки текста - смысловая целостность и связность.

Текст может состоять и из одного предложения.

42. Спишите текст, разделив его на три смысловые части. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

    Марина Цветаева впервые прочитала «Капитанскую дочку» в семилетием возрасте и книга стала для неё «вечной»: хотелось перечитывать её постоя(н, нн)о. По..вилась потребность поделит(?)ся с другими своими мыслями и переживаниями вызва(н, нн)ыми повестью Пушкина.5 Так родился очерк «Пушкин и Пугачёв». Для нас же чтение иногда кончает(?)ся с последней перевёрнутой страницей. И наши непрояснё(н, нн)ые впеч..тления недодума(н, нн)ые мысли стирают(?)ся и пропадают почти бесследно.5 А если поступить иначе погрузившись в книгу пережив её обдумав записать свои мысли, впеч..тления для себя. Это важно для того чтобы научит(?)ся размышлять и писать. Наконец, это просто интересно. Когда-то обратишься к своим записям перечитаешь книгу и вдруг поймёшь как изменился ты сам. Эти записи живые св..детельства твоей духовной жизни, как бы её фотографии в различные време(н, нн)ые отрезки.

(По Г. Беленькому, О. Хреновой)

43. Выразите смысл текста предыдущего упражнения одним предложением.

Окончание 7 параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru