Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Чужая речь

 

§ 72. Цитата

Цитата - это дословная выдержка из какого-либо текста (устного или письменного).

Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые слова, фрагменты текста и целые тексты.

421. Укажите, какие из приведённых автором цитат:

1) доказывают истинность высказанного положения;
2) иллюстрируют высказанную мысль. Какие из этих цитат выделены кавычками (без абзаца), а какие - абзацем (без кавычек)?

Назовите в комментирующей части глаголы и относящиеся к ним слова, указывающие на характер речи.

    «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» — так трогательно обращался Пушкин к своей няне. Неграмотная крепостная крестьянка Арина Родионовна много лет прожила в семье Пушкиных, вынянчила2 их детей. Особенно она привязалась к Александру. Мальчик очень любил сказки1, которые няня каждый вечер ему рассказывала. Песни, поговорки, легенды — всё хранила её прекрасная память.

    В годы михайловской ссылки няня была единственным другом поэта. «С нею только мне не скучно», — писал Пушкин. Тоску зимних вечеров, которые они коротали вместе, он чудесно передал в стихотворении «Зимний вечер»:

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?

    Как и в детстве, поэт просил няню:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла...

    В своём стихотворении, посвящённом Михайловскому (1835), поэт с грустью вспоминал умершую уже няню:

Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет...

(Е. Фрейдель)

422. Найдите цитаты. Какие из них сливаются с авторским текстом в одно предложение? Укажите диалог. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выполните самопроверку.

    К. Паустовский в повести «Золотая роза» вспом..нает о том, как однажды3 знакомый писатель пр..нёс в редакцию газеты «Моряк» свой ра..сказ, «раздёрга(н, нн)ый, спута(н, нн)ый, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Все прочли этот ра..сказ и смутились: печатать «его в таком (не)брежном2 виде было нельзя...» Корректор взял рукопись и поклялся, что, работая над ней, он (не)выбросит и (не)впишет (ни)одного слова. «На следующее утро, — вспоминает К. Паустовский, — я прочёл ра..сказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомка(н, нн)ости2 и словесного разброда (не)осталось и тени. При этом действительно (не)было выброше(н, нн)о или пр..бавлено (н..)одного слова.

    — Это чудо! — сказал я. — Как Вы это сделали?

    — Да просто ра..ставил прав..льно все знаки препинания, особенно тщательно я ра..ставил точки. И абзацы. Это великая вещь...»

    К. Паустовский так говорил о роли знаков препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в прав..льное соотношение и дать фразе лёгк..сть и прав..льное звучание. Они твёрдо держат текст и не дают ему ра..сыпаться».

423. Прочитайте. Выделите чужую речь (крылатые слова) в рассказе друга. Согласны ли вы с оценкой, данной матерью?

    Мой друг рассказывает:

    «Я провёл эти каникулы, представь себе, на Гавайских островах. Всё было прекрасно: ласковое солнце, роскошные растения. И купайся хоть круглые сутки. Но как мне было приятно вернуться домой! «И дым отечества нам сладок и приятен». И я с удовольствием хожу по асфальту, шлёпаю по лужам и ловлю лучи не очень ласкового солнца».

    Моя мама сказала: «Твой друг не только любит свою родину, но ещё хорошо говорит. Как к месту он вспомнил грибоедовские слова, сумел легко и уместно включить их в свой рассказ!»

В какой колонке цитата составляет с авторским текстом одно предложение? Как она выделяется?

    В. Белинский говорил о Пушкине: «Заметим ещё его удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы».

    Ещё В. Белинский отметил у Пушкина «удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы».

Цитата может включаться в авторский текст как его составная часть.

В этом случае она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.

Анатолий Васильевич Луначарский говорил, что молодость Лермонтова «кипела страстью, протестом и тоской».

424. Определите основную мысль цитаты и введите её в текст двумя способами: 1) как прямую речь; 2) как часть предложения.

Образец. «Его зима облита блеском роскошной поэзии» (В. Белинский). - 1) Говоря о стихах Пушкина, посвящённых природе, В. Белинский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии». 2) Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии».

• Запишите темы сочинений, в которых можно использовать приведённые выше цитаты.

    1. «Поэзия Пушкина уд..вительно верна3 русской действительности, изобр..жает ли она русскую природу или характеры». (В. Белинский) 2. «Придёт время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник». (В. Белинский) 3. «„Капитанская дочка" — нечто вроде „Онегина" в прозе. Поэт изобр..жает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, ист..не содержания и мастерству изл..жения — чудо совершенства». (В. Белинский)

Окончание параграфа 72 >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru