Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

 

§ 75. Синтаксис и культура речи

443. Прочитайте. Ответьте на вопрос: что такое культура речи?

    Культура речи — понятие многозначное. Культура речи содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, этический и коммуникативный.

    Нормативный компонент — соблюдение правил произношения слов, их образования, словоупотребления, построения словосочетаний и предложений. Например, нельзя говорить «на́чать», «средства́», «оплатить за проезд»; нужно — нача́ть, сре́дства, оплатить проезд и т. д.

    Этический компонент — соблюдение правил речевого этикета. Например, если нейтральные формы приветствия Здравствуй! Добрый день! До свидания! уместны во всех случаях, то такие формы, как Привет! Пока! До скорого!, возможны только между близкими людьми.

    Коммуникативный компонент — это употребление языковых средств, соответствующих целям общения. Например, на остановке мы прочитаем объявление Маршрут автобуса № 5 отменён ввиду дорожных работ, а прохожему скажем по-другому: «Пятый не ходит: дорогу ремонтируют».

    Основа культуры речи — соблюдение норм русского литературного языка, в частности норм в построении словосочетаний и предложений. Данный параграф и посвящён предупреждению синтаксических ошибок: в словосочетаниях с управлением; в употреблении деепричастных оборотов; в построении сложных предложений.

444. Современный исследователь живой русской речи О. Лаптева зафиксировала многочисленные ошибки в словосочетаниях с управлением. Укажите ошибки. Запишите словосочетания в исправленном виде.

    Заняты над подготовкой установок; делился об этом с товарищем; искать разрешения от каких-то наболевших вопросов; рад за успехи; овладение навыков и умений; коснуться по вопросам; посадить за столом; велась работа об специальном самолёте; жалобы о том, что; достиг до 48 процентов; находясь с проездом в Москве; рассчитаны для студентов; ко мне задавались вопросы; получил удовлетворение над работой.

445. В «Материале для справок» даны словосочетания с нарушением норм управления. В соответствии с классификацией видов синтаксических ошибок (см. первую колонку) заполните данными примерами вторую колонку. В третьей запишите те же словосочетания в исправленном виде. Проверьте по словарю правильность словосочетаний в третьей колонке.

Виды синтаксических ошибок

Материал для справок: оценка о состоянии здоровья; не помешает для вашей карьеры; делим того, чего нет; с учётом те условия; вера в правильности избранного курса; превосходство пред другими; согласен о том, что; в тот период, о котором вы указываете; оперировал о том, что; непримиримый со всем; дискуссия возле этих вопросов; уделял внимание на искусство; означает о том, что; ко мне пришла мысль; победило на первом туре; с наших областей.

446. В книге «Не говори шершавым языком» собраны и проанализированы десятки конкретных примеров современных нарушений норм русского литературного языка, в том числе и ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Авторы книги суть ошибки в употреблении деепричастных оборотов объясняют, приводя пример подобной ошибки из юмористического рассказа А. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Из приведённых ниже предложений назовите те, в которых допущена подобная ошибка. Устраните её, перестроив предложения. Запишите их в исправленном виде.

    1. Наблюдая за прыжком спортсмена, у вас может возникнуть вопрос.
    2. Проснувшись завтра, за окном уже будет ноябрь.
    3. Связавшись с нашим корреспондентом, мы сообщим вам данную информацию.
    4. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти.
    5. Прочитав работу, у меня сложилось хорошее впечатление.
    6. Москвичам будет спокойнее, зная, что их защищает такая влиятельная организация.

447. Прочитайте приведённый ниже отрывок из романа И. Гончарова «Обломов». Что вызвало затруднения у Ильи Ильича Обломова при написании письма? Попробуйте отредактировать его письмо, избежав повторения союзного слова который и союза что.

    Илья Ильич сел к столу и быстро вывел: «Милостивый государь!»

    <...>

    Он подумал немного и начал писать.

    «Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предложили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретённой, вследствие долгого пребывания в сём доме, привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира...» Обломов остановился и прочитал написанное. — Нескладно, — сказал он, — тут два раза сряду что, а там два раза который.

    Он пошептал и переставил слова; вышло, что который относится к этажу — опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что.

    Он то зачеркнёт, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что.

Представьте себя журналистом. Вам предложили написать статью о первопроходце космоса Юрии Алексеевиче Гагарине.

Сравните два заголовка: «Запуск Гагарина в космос» и «Полёт в космос». Что лучше в семантическом (смысловом) плане применительно к ситуации? Обоснуйте письменно свой ответ.

 

 

Рейтинг@Mail.ru