Главная >> Русский язык 8 класс. Ладыженская

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

 

§ 9. Словосочетание как единица синтаксиса

Прочитайте фрагмент очерка из книги К. Паустовского «Алмазный язык». Вспомните, что вы знаете о словосочетании. Ответы подтверждайте выделенными в тексте примерами.

Из каких частей состоит словосочетание?

Как устанавливается связь слов в словосочетании?

Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании?

Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны?

    Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями* и лесами, водами и старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины*

    Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

    В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.4 А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

54. Составьте возможные словосочетания с главными словами, данными в овале. Сделайте вывод о том, почему одни слова могут сочетаться друг с другом, а другие нет.

возможные словосочетания

55. Прочитайте текст про себя. Какие слова и словосочетания подсказывают, что одну из частей текста нужно читать тихо? Прочитайте эту часть вслух. Выпишите выделенные словосочетания и обозначьте в них средства связи.

    «З..ря» — одно из прекраснейших3 слов русского языка. Его никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зар..елями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе...

    В з..ре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное*. На з..рях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

    Светает очень быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна заг..раются, как слоистый янтарь. Восходит солнце...

    З..ря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю з..рю.

    Вечерняя з..ря начинается, когда солнце зайдёт за край земли.5 Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по небу множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и ночь.

    Кричат в кустах коростели, и бьют перепела, гудит выпь, г..рят первые звёзды, а з..ря ещё долго дотлевает над далями и туманами.

(По К. Паустовскому)

56. К. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Одним из таких поэтических слов писатель считал и слово, о котором вы только что прочитали в упр. 55. Какие словосочетания используются в тексте для описания утренней зари, а какие-для описания вечерней? Выпишите в два столбика слова (а) и словосочетания (б), которые обозначают цвет и свет.

57. Наблюдали ли вы когда-нибудь утреннюю или вечернюю зарю? Освежите свои впечатления и понаблюдайте вечернюю зарю. Напишите о том, что вы увидели.

    Словосочетание - это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

    Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

    Словосочетание называет предметы, действия, признаки в их отношениях.

    Смыслоразличительная сила словосочетания намного превосходит возможности слова, поскольку зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.

    Сравните слова и словосочетания: заря (явление), утренний (признак), любоваться (действие) - утренняя заря (явление и его признак), любоваться зарёй (действие и явление, на которое оно направлено).

    В словосочетании может быть выражено не одно, а два значения, и можно задать два вопроса. Например: лететь (где?) над морем и лететь (над чем?) над морем.

58. Распределите словосочетания на группы: называющие предмет (явление) и его признак; называющие признак действия и степень его проявления; обозначающие действия и предметы (явления), по отношению к которым осуществляется действие; действия и обстоятельства, характеризующие их. Графически обозначьте связь слов в словосочетаниях; определите, какими частями речи являются главное и зависимое слово. С помощью каких средств осуществляется связь слов в этих словосочетаниях?

    Не говорят громко, (ни)когда не говорят, уст..явшаяся тишина, занимает(?)ся над зар..слями, слабая син..ва, з..ревой час, пылает над землёй, быстро светает, квадраты света, сл..истый янтарь, путаем понятия, заг..раются янтарём, зайдёт за край земли, овл..девает небом, разл..вает множество красок, медле(н, нн)о переходит, очень быстро, первые звёзды, переходит в ночь, долго дотл..вает, дотл..вает над далями, поют за окол..цами, пастуш(?)и жалейки.

 

 

Рейтинг@Mail.ru