Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

Aliexpress INT

 

  Aliexpress INT

Повторение изученного в 5—8 классах

 

§ 1. Устная и письменная речь

    Что вы знаете об устной и письменной речи?

    Рассмотрите схему. Как показана на ней связь между устной и письменной речью?

    Что объединяет устную и письменную речь? Чем они различаются?

Устная и письменная речь

7. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.

    Воспринимается одновременно с процессом говорения.

    Есть возможность многократно обращаться к тексту.

    Есть больше времени для отбора оптимальных* языковых средств.

    Создаётся в считаные секунды в момент говорения, на глазах у всех.

    Средства смыслового выделения: паузы, сила голоса, изменения тональности, громкости, убыстрение или замедление темпа речи и т. д.

    Средства смыслового выделения: знаки препинания, шрифт, цвет; выделение ключевых слов, частей высказывания (разделов, глав, параграфов, абзацев и т. д.).

    Используются голос, жесты, мимика, телодвижения.

8. Подготовьте устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».

9. Прочитайте фрагмент устного ответа ученика. Найдите в этом ответе лишние слова. В какой мере они мешают слушателям воспринимать речь говорящего? В каких случаях паузы в ответе ученика говорят о том, что он ищет нужное слово, уточняет сказанное? Найдите срыв начатой конструкции, когда говорящий не заканчивает одно предложение, а уже начинает другое.

    Значит ... самое важное отличие Эллады от Египта ... как бы в особой роли городов. Дело в том, что в Египте город был столицей княжества или царства ... и там всем правили царь и жрецы.

    В Элладе ... значит ... каждый город ... или, как говорили греки, полис, был независимой республикой ... вот с народным собранием, которое ... именно тут выбирали правителей, которые должны были ... отчитываться ... давать отчёт за каждый год работы.

    Отношения между жителями полиса были как бы сложными, часто даже острыми. Вот, например, когда решался вопрос, кому иметь избирательное право. Поэтому ведение городских дел считалось ... важной и ... сложной наукой ... — политикой.

(По С. Соколову)

10. Подготовьтесь прочитать вслух текст упр. 9, опуская лишние слова и выражения (пустышки).

11. Расскажите об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках. В каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке?

    Слово письмо имеет в разных языках различные оттенки. Каждый народ выделяет в этом понятии какую-то одну, по его мнению важную, сторону.

    В русском языке слово письмо родственно глаголу писать и показывает, что это нечто написанное. Писать можно и от руки, а можно на компьютере.

    В немецком языке письмо называется словом der Brief, которое восходит к латинскому brevis, что означает «короткий». В этом слове подчёркивается, что письмо должно быть недлинным.

(По Е. Крашенинниковой)

12. Напишите для себя краткую (из 5-7 пунктов) памятку о том, как писать письма. Воспользуйтесь приведённым текстом.

    Письмо — ёмкая и разносторонняя форма общения.

    Прежде чем писать письмо, надо всё обдумать. Ведь не безразлично, кому, зачем, что писать и как.

    Если вы пишете письмо от руки, то следите за тем, чтобы буквы были чёткие, чтобы в конце строки слова не скатывались2 вниз, как капли дождя1 с крыш. Аккуратно написанные буквы — знак внимания и уважения к адресату*.

    Письмо должно быть вежливым.

    Не забудьте подписать письмо и обозначить дату отправления.

13. Диктант по памяти. Запомните стихотворные строки В. Шефнера о словах, о речи. Обратите внимание на знаки препинания. Закройте учебник и запишите, как запомнили, это четверостишие. Вы как бы продиктовали его сами себе - написали самодиктант. Проверьте свой диктант по тексту учебника.

    Есть слова — словно3 раны, слова — словно суд, —
    С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.

14. Запишите, как вы понимаете две последние строки стихотворения В. Шефнера. Подкрепите ваши рассуждения данными и собственными примерами.

    1) Подумай, слов каких набор
    Ты должен выбросить, как сор... (Из Интернета)

    2) Я за такой устав суровый,
    Чтоб ограничить трату слов... (А. Твардовский)

    3) Как люди порой не умеют
    о важном и нужном сказать...
    То мысли от страха немеют,
    то их невозможно связать. (Д. Семёнов)

 

 

Рейтинг@Mail.ru