Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

Сложноподчинённые предложения

 

§ 18. Понятие о сложноподчинённом предложении

    Какое из предложений более точно выражает причинные отношения между двумя ситуациями?

      1. Переходить реку опасно: лёд ещё очень тонкий.
      2. Переходить реку опасно, потому что лёд ещё очень тонкий.

    В чём сходство 1-го и 2-го предложений? Чем они различаются? Как называется во втором случае союз, который соединяет простые предложения в сложное?

    Как называются такие союзные сложные предложения?

    От какой части предложения можно поставить вопрос к другой? Какая часть, по-вашему, главная, а какая - зависимая?

Сложноподчинённое предложение - это такое сложное предло жение, в котором два и более простых предложений объединень на основе подчинительной связи с помощью подчинительных сою зов, союзных слов, указательных слов, а также интонации.

    Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложений.

    Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении.

    Придаточное предложение может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условия, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главном предложении.

83. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения. Выделите союзы, которые находятся в придаточном предложении.

Образец рассуждения. Предложение Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык является сложноподчинённым. В нём два простых предложения. Они связаны между собой подчинительной связью. Главное предложение: ...надо хорошо знать свой язык. От него ставим вопрос к придаточному: для чего, с какой целью надо хорошо знать свой язык? Придаточное предложение: Чтобы хорошо говорить... Главное и придаточное связаны союзом чтобы.

    1. Известный итальянский лингвист В. Пизани в своей книге «Этимология» писал, что основная задача этимологии — «найти значение слова в момент его первоначального создания». 2. С течением времени часто изменяется не только звуковой облик слова, но и его смысл, его значение. 3. Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим строем. 4. Если мы будем сравнивать между собой, например, грамматику современного русского и английского языков, нам не удастся обнаружить между ними большого сходства. 5. Чтобы установить общие грамматические черты индоевропейских языков, нужно, обратившись к истории каждого языка в отдельности, восстановить древнейшие этапы их развития. 6. Например, слово крое этимологически означает «крышу», но в сочетаниях типа гостеприимный кров или делить и хлеб, и кров это слово имеет уже более широкое значение — «дом».

(По Ю. Откупщикову)

84. Спишите, расставляя пропущенные запятые. В сложноподчинённом предложении от главного предложения поставьте вопрос к придаточному. Заключите в овал средство связи придаточного с главным. • К какому стилю речи относятся выделенные слова?

Образец

    «Новорождённые» слова живут от месяца до десятилетий. Но народу нужна среда чтобы родились новые слова. Они об..гащают или об..дняют нашу словесность? Есть смысл приводить примеры? Извольте. Шамать бузить братишка пайка авоська тусовка беспредел разборка супер клёво... Не буду продолжать потому что читатель способен и сам дополнить этот список.

(По В. Аграновскому)

    Придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению.

    Придаточное предложение

85. Прочитайте отрывки из книги К. Паустовского «Исаак Левитан». Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложноподчинённые предложения в такой последовательности:

а) придаточное поясняет слово главного;
б) придаточное поясняет словосочетание;
в) придаточное поясняет грамматическую основу главного;
г) придаточное относится ко всему главному.

(Образец выполнения см. выше.)

    1. Левитан стр..милея писать так что(бы) на картинах его был ощутим воздух. Это был не тот воздух который пре..ставляется нам. Левитан ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества которое пр..давало такую пл..нительную мя..кость его полотнам.

    2. Если художник колорист, то он в состоянии всё разнообразие переливов красочных сочетаний привести в единство. Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Художник всё изысканнее отбирает самое существенное, находит наиболее интересные мотивы для своих полотен, в то время как природа, подружившись с влюблённым в неё живописцем, раскрывается перед ним всё полнее в своей красоте.

    3. Левитан был художником п..чального п..йзажа. П..йзаж п..чален всегда когда п..чален человек.

    4. На юге Левитан ощутил с полной ясностью что только солнце вла..твует над нами. Вся серость русской природы хороша потому что является тем же солнечным светом но приглуш..(н, нн)ым прошедшим через слой влажного воздуха и тонкую п..лену обл..ков.

    5. Примерно в это же время Мане изучал солнечный свет на стенах Реймского собора. Его пор..жало что световая дымка пр..давала громаде собора (не)весомость. Казалось что собор выстро..н не из камня а из разнообразно и бледно окраш..(н, нн)ых воздушных масс. Надо было подойти к нему (в)плотную и провести рукой по камню что(бы) вернут(?)ся к д..йствительности.

 

 

Рейтинг@Mail.ru