Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Основные группы сложноподчинённых предложений

 

§ 23. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Что обозначают в данном случае глаголы-сказуемые, к которым относится придаточное предложение?

придаточное предложение

что, как, будто

    Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения.

    Чаще всего это глаголы (говорить, сказать, сообщать, думать, понимать, сознавать, почувствовать, услышать, увидеть, решать, жалеть, радоваться, грозить, жаловаться и др.), реже - прилагательные, существительные, слова категории состояния (прав, рад, уверен, счастлив, виноват, жаль, нужно, слух, сообщение, известие и др.).

    Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, чтобы, будто, как, ли (частица в значении союза) и др. или союзных слов где, как, сколько, почему и др.

    Например: Сорока сама скажет (что скажет?), гнездо свила. (Поcл.) Вдруг мне показалось (что показалось?), в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна. (И. Тургенев) Отец потребовал (чего потребовал?), я ехала с ним. (А. Н. Толстой) Не жаль добра, жаль (чего жаль?), напрасно тратится. (Поcл.) Он рассказал (о чём?), брат привёз подарок; Он рассказал (о чём?), ему привёз брат.

117. Спишите, расставляя выделительные запятые. В главном предложении отметьте значком (х) поясняемое слово. В изъяснительных придаточных предложениях заключите союзы в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. • Определите оттенок значения, который придаёт предложению союз ли.

    1. Я узнал что до от(?)езда (за)границу Ася долго жила в деревн... 2. Гагин уд..вился (не)ожиданности моего решения, пенял мне зачем я (не, ни)взял его с собой. 3. Посмотрите(же) что вы наделали. 4. Я понял почему эта странная девочка меня привлекает. 5. Я думала (от)чего (не, ни)когда нельзя сказать всей правды. 6. Посмотрите какое утро. 7. Если(бы) вы знали какой наш край благ..датный! 8. Мы всё больше рассуждали о том как именно до́лжно работать. 9. Мы рассуждали довольно умно и тонко о том какое, собственно, значение художника в наш век. 10. Мы с вами благоразумные люди и представить себе (не)можем как глубоко она чувствует. 11. Я (не, ни)помню как я дош..л до города. 12. Я спр..сил Гагина позволит ли он мне провожать его. 13. Я решился пой(дт, т)и узнать (не, ни)наш..л ли её Гагин.

(По И. Тургеневу)

118. Закончите предложения так, чтобы придаточное предложение было изъяснительным. Для связи главного и придаточного используйте союзы что или будто, как будто (если хотите указать на неуверенность в сообщаемом факте). Заключите союзы в овал. Отметьте значком (х) слова, к которым относятся придаточные изъяснительные, задайте вопросы.

    1. В школе сообщили о том — —. 2. В городе говорили — —. 3. Ребята заявили — —. 4. Через несколько дней стало известно — —. 5. В ночной тишине ребятам послышалось — —. 6. Мальчику показалось — —.

119. Составьте сложноподчинённые изъяснительные предложения, используя в качестве сказуемых главного предложения данные слова. Присоедините придаточные с помощью союзов что или чтобы.

    Объяснить, рассказывать, надо, нужно, необходимо, желать, ждать, мечтать, опасаться, стараться, стремиться.

120. Что вы знаете о диалоге? Приведите примеры. Передайте содержание диалогов между школьниками в форме сложноподчинённых предложений с изъяснительными придаточными. В главном предложении используйте глаголы, данные в скобках. Укажите средства выражения изъяснительных отношений. • Вы записали предложения с прямой или с косвенной речью?

Образец.

- Тебе понравилась комедия «Горе от ума»? (Поинтересоваться.)

- Это изумительное произведение. (Сказать.)

Лида поинтересовалась, понравилась ли мне комедия «Горе от ума». Я сказал (а), что это изумительное произведение.

    1. — Как ты относишься к Чацкому? (Поинтересоваться.)
    — Я восхищаюсь им. (Сказать.)

    2. — А каково твоё мнение о Софье? (Допытываться.)
    — Она (не)достойна Чацкого. (Утверждать.)

    3. — Грибоедов написал что(либо) значительное, кроме «Горя от ума»? (Спросить.)
    — Этот гениальный человек погиб очень молодым и просто не успел больше н..чего создать. (Ответить.)

    4. — Кто является автором известного памятника Грибоедову в Москве, у метро «Чистые пруды»? (Решить выяснить.)
    — Этот памятник создали скульптор А. А. Мануйлов и архитектор А. А. Заварзин. (Сообщить.)

Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru