Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

 

 

 

Основные группы сложноподчинённых предложений

 

§ 25. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места (окончание)

127. Прочитайте тексты и определите их тип. Подберите одно общее заглавие для двух отрывков. Сформулируйте основную мысль первого отрывка. С помощью каких сложноподчинённых предложений описано бережное отношение к памяти А. Пушкина? В каких сложноподчинённых предложениях во втором отрывке показано разрушительное для природы течение времени?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите средства связи придаточных предложений с главным, покажите это графически.

I. Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей а живой. Он наполнен теплом приветлив и свет..л. И живёт в полной г..рмонии с природой. Когда в рощах цв..тут сосны душистая пыльца обл..ком стоит над домом. А когда на куртинах* распуска..тся с..рень ж..смин и ш..повник в доме станов..тся особенно ар..матно. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они (не)только собра(н, нн)ы в большие пышные букеты как делал..сь (в)старь но и просто ра(с, сс)тавлены в подходящих местах. Когда на уса(дь, ть)бе расцв..тают липы тогда дом пропитывает(?)ся зап..хами воска и мёда.

II. После жизни Пушкина многое перем..нилось в Тригорском. Маленькая кокетливая берёзка стала ныне старым дряхлым деревом юные когда(то) липы «Аллеи Керн» пр..вратились в древних инвалидов на ств..лах которых душ..грейки из мха и лишайника. Пор..дела ганнибаловская Еловая аллея. Время ун..сло многое. Произ..шла и смена пород деревьев. Там где шумели берёзы и липовые рощи т..перь разросся ельник осина ольшаник. Там где цвели каштаны теперь луговые травы. Многое изм..нилось.

(По С. Гейченко)

128. Перестройте каждое предложение, используя для выражения времени протекания действия разные синтаксические средства.

Образец

    1. С пр..ходом нового трен..ра трен..роваться стало гораздо интереснее. 2. После постройк.. моста через овраг молодёжь с самых отд..лённых улиц зач..стила на стадион. 3. Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви.. интонации основной мысли высказывания. 4. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр..гласил труппу дать несколько предст..влений для учеников. 5. С наступлением холодов жизнь в маленьком городке вовсе не замирала. 6. Возвращаясь с рыбалки, мы всегда забегали к дедушке похвастаться уловом. 7. Накануне отъезда каждый старался дать Поле какой-нибудь дельный совет. 8. Под вечер подморозило.

129. Смоделируйте по данным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

130. I. Составьте 4 сложноподчинённых предложения с придаточными места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему «Я путешествую...».
Возможное начало (для связного текста):
Не один раз в своём воображении я совершал(а) путешествие в разные страны. Я летел (а) самолётом туда...

II. Если вы любите авиацию, мечтаете быть лётчиком, напишите, используя сложноподчинённые предложения, о современных достижениях в области самолётостроения; о знаменитых лётчиках; о значимых событиях в авиации. Проанализируйте, какую функцию выполняют сложноподчинённые предложения в вашем повествовании. Для кого может быть интересен ваш рассказ? Попросите своих товарищей оценить его содержание и форму.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru