Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

Основные группы сложноподчинённых предложений

 

§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными

Прочитайте предложения. В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.

Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.

В каком придаточном раскрывается образ, способ действия; в каком указывается на степень или меру действия; какое из них имеет сравнительное значение?

    1. После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить всё так, как это было при Пушкине.

    2. Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.

    3. Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (А. Пушкин)

    Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

    Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько?

    Придаточные предложения образа действия, меры и степени присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов как, насколько.

    В главном предложении, как правило, содержатся указательные слова: местоимения такой (таков), наречия настолько, столько, так. Указательные слова образуют с союзами пары: так - что, такой - что, до того - что, настолько - что.

156. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены эти высказывания. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в сложноподчинённых предложениях. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните как члены предложения. Поставьте вопросы к придаточным образа действия.

    1. Надо писать так что(бы) из сетки ч..рных строк глядел(бы) живой образ. 2. Нужно учиться писать о людях и жизни так что(бы) каждое слово пело св..тилось. (М. Горький) 3. (Не, некогда (не, ни)выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так что(бы) читатель (не, ни)(за)что (не, ни)догадался, как ра(з, с)путывается событие. Запутывая и запутывая заб..рай читателя в руки. (Не, ни)давай ему о..дохнуть (не, ни)(на)минуту. (По А. Куприну) 4. Герои действуют так как соответствует их характерам. (К. Паустовский)

157. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните придаточные образа действия, меры и степени. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните как члены предложения.

    1. Ахматова была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей ра(с, сс)тавалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю, Аполлону Григорьеву и другу своему Мандельштаму, она была бе(з, с)домной к..чевницей и до такой степени не ц..нила имущ..ства что освобождалась от него, как от тяготы.

    2. Стихотворение Ахматовой («Пред..стория») короткое — всего пят(?)десят с чем(то) строк. Но оно так густо насыщено бытовыми реалиями той эпохи в нём столько её мельчайших примет в каждом слове такая бездна пространства что кажется — прочитал целый том.

    3. ...Боюсь что у читателя составиться пр..вратное мнение будто я пытаюсь изобразить Ахматову, (на)перекор всем фактам её биографии, жизн..радостной беспечно-весёлой. Конечно я далёк от подобных намерений. Я так часто видел её изнурё(н, нн)ой бе(з, с)со(н, нн)ицами болезнями бедностью тяжким трудом что мне захотелось напомнить себе и людям её улыбку её юмор её радостный смех.

(По К. Чуковскому)

как, будто, словно

    Сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сопоставление с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?, а в некоторых случаях подобно чему? и присоединяются к главному при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.

    Например: Восторг его гас, гаснет свеча от сильного порыва ветра. (А. Чехов)

158. Прочитайте текст и определите его стиль. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?

    Атом водорода состоит из положительно заряже(н, нн)ого ядра-протона и вращающ..гося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. <...> Две частицы облада..щие разными по знаку зарядами притягивают(?)ся друг к другу электр..статической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца пр..тягиваемая к нему силой гравитац..и.

(К. Щёлкин)

159. Представьте себе, что вам нужно рассказать ученикам младших классов о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении. Для наглядности используйте в своём рассказе сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

160. Прочитайте стихотворение И. Рубцова «Берёзы». Найдите сравнения. Каким языковым средством они выражены?

Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей. <...>

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз...

Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru