Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

 

Основные группы сложноподчинённых предложений

 

§ 28. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

Прочитайте предложения и соотнесите их со схемами, данными справа.

Сколько придаточных частей в каждом из сложноподчинённых предложений?

К чему присоединяются придаточные части в первом сложном предложении? во втором?

В чём различие в структуре этих сложноподчинённых предложений?

Сложноподчинённые предложения

    Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных. Такие предложения называются многочленными.

    В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи:

      — соподчинение;
      — последовательное подчинение.

При соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению. Соподчинение бывает:

    Однородным:
    если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному.

Однородным

    Неоднородным:
    если к главному предложению относятся придаточные разных видов или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении.

Неоднородным

При последовательном подчинении придаточные предложения зависят одно от другого.

При последовательном подчинении

Многочленные сложноподчинённые предложения могут иметь более сложную структуру, если комбинируются соподчинение и последовательное подчинение.

Многочленные сложноподчинённые предложения

167. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения в такой последовательности: сначала многочленные сложноподчинённые предложения с соподчинением, затем - с последовательным подчинением. Составьте схему каждого предложения. Оформите запись по образцу (см. выше).

1. Кто видел край где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега.

(А. Пушкин)

2. Что листья падают что ночь светла
Запомню и вовек не пожалею
О том что нас далёко завела
Кленовая сентябрьская аллея.

(С. Щипачёв)

3. День когда ты узнала впервые
Что есть Индия — чудо чудес
Что есть тигры и пальмы святые
Для меня этот день не исчез.

(Н. Гумилёв)

4. Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу чтобы слышала ты
Как тоскует мой голос живой.

(А. Сурков)

168. Прочитайте вслух одно из ранних стихотворений М. Цветаевой. Сделайте паузу перед строчками, в которых, по вашему мнению, поэт предсказывает судьбу своих стихов. Определите вид сложного предложения, употреблённого в тексте. Объясните (устно) постановку знаков препинания.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти —
Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

При однородном соподчинении придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах.

При последовательном подчинении, если союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. окажутся рядом, запятая между ними ставится. Запятая не ставится, если далее идёт вторая часть союза - то, так или тем.

Например:

    1. Она мечтала вспух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь. (А. Чехов)

    2. У костра остался проводник, который, пока путешественники охотились, приготовил ужин.

    3. Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. (Л. Толстой)

Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru