Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Повторение изученного в 5—8 классах

 

§ 3. Стили речи

    В литературном языке выделяется несколько основных стилистических разновидностей. Каждая такая разновидность предназначается для использования в определённых сферах общения.

    Вспомните и запишите названия известных вам стилей.

Образец. Сфера бытового общения— разговорный стиль.

    1. Сфера научного общения — ...
    2. Сфера делового и официально-делового общения — ...
    3. Сфера воздействующего общения — ...
    4. Сфера эстетического общения — ...

16. Заполните схему «Стили литературного языка».

Стили литературного языка

    Каждый стиль характеризуется своим набором языковых средств - лексических, фразеологических, грамматических.
    В текстах научного стиля это термины, специальная лексика, сложные конструкции; в текстах публицистического характера изобилует общественно-политическая лексика и т. д. Однако во всех стилях основная масса языковых средств - нейтральные слова, которые могут употребляться в разных стилях. Именно на их фоне выделяются специфические, характерные для определённого стиля речи языковые средства.
    Наличие общего языкового фонда свидетельствует о единстве литературного языка. И в то же время мы наблюдаем постоянный процесс взаимодействия стилей. Так, разговорный стиль проникает в такие стили, как научный, публицистический, художественный. В свою очередь, разговорная речь обогащается за счёт элементов других стилей.

17. Проанализируйте отрывок из рассказа А. Куприна «Вечерний гость». В каких словах и предложениях особенно ярко, образно передаются чувства героя? Найдите межстилевую (нейтральную) лексику. Какие слова терминологического характера включены в повествование? Охарактеризуйте стиль данного фрагмента.

    Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдёт, и между нами произойдёт самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнём разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат... и его1 мысли станут моими мыслями...

    О, как таинственны3, как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные явления!

18. Прочитайте стихотворение А. Маркова. Какие сравнения использует поэт, чтобы описать речь, которая доставляет людям радость и, наоборот, лишает их этого прекрасного чувства? Какие ещё средства художественной речи использует поэт в стихотворении? • Подберите самостоятельно по теме стихотворения ещё 2-3 сравнения для понятия «речь». Воспользуйтесь для этого ресурсами Интернета. Предложения запишите.

Есть1 речь, как ветерок степной,
Есть речь, как моря глубина,
Есть речь, как дождик проливной,
Когда восходят семена,
Как родниковые ключи,
А то и как свинцовый град —
По темени стучит, стучит,
Да так, что жизни ты не рад.

Сравните два высказывания.

В каком из них просто сообщается информация?

Из какого высказывания мы узнаём об отношении автора к тому, о чём он говорит, о его настроении?

    1. Завтра будет замечательная погода. Настоящее «бабье лето».

    Будет ярко светить солнце, не прольётся ни дождинки. Непременно нужно поехать за город.

    2. Завтра, 20 сентября, температура воздуха 20—22 градуса тепла, ясно, без осадков.

В каком высказывании есть слова с оценочным значением? Назовите их.

В каком высказывании преобладают слова и словосочетания, точно обозначающие признаки погоды на завтра?

Какие стили вы вспомнили?

19. Прочитайте стихотворные строки Р. Уодиса. Что нужно знать, чтобы успешно общаться? Приведите примеры, показывающие, что при общении действительно нужно учитывать названные «шесть вещей».

    Лишь шесть вещей должны вы знать, И вам язык не враг,
    Кому сказать, _____________ (адресат)
    О чём сказать, ____________ (содержание)
    Зачем, ___________________ (задача)
    Когда, ___________________ (время)
    И где, ____________________ (место)
    И как. ___________________ (в каком стиле и в каком жанре)

Образец рассуждения. Конечно, важно знать, кому ты говоришь, с кем общаешься. Например, я по-разному буду просить отца и учительницу, чтобы они помогли мне решить задачу. Папе я скажу: «Пап, никак задача не получается. Помоги мне решить задачу по математике. Как только у тебя будет время...» А учительнице я скажу до урока: «Елена Сергеевна, извините. Я не смог решить задачу. Не знаю, что я сделал не так. Посмотрите, пожалуйста, моё решение. Где я допустил ошибку?»

Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru