Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Сложные предложения с различными видами связи

 

Повторение

Контрольные вопросы и задания

    1. Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи? Приведите 1—2 примера многочленных сложных предложений с различными видами связи.

    2. Приведите примеры многочленных сложных предложений, в которых при сочетании сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними: а) ставится; б) не ставится.

223. Прочитайте отрывок из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Яркость портрета Печорина достигнута, в частности, синтаксическими средствами. Простым или сложным является предложение, с помощью которого описан портрет героя? Сколько микротем в этом отрывке?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Отделяйте одну микротему от другой точкой с запятой. Пронумеруйте части многочленного сложного предложения. Подчеркните расположенные рядом сочинительный и подчинительный союзы. Ставится ли между ними запятая? Обоснуйте свой ответ.

    Он был среднего роста стройный тонкий стан его и широкие плечи доказ..вали крепкое сл..жение способное перен..сить все трудн..сти коч..вой жизни и перемены климатов (не)побеждё(н, нн)ое (не, ни)развратом столичной жизни (не, ни)бурями душевными пыльный бархатный сюртуч..к его застёгнутый только на две нижние пуговицы позв..лял разгл..деть осл..пительно чистое бельё из..бличавшее пр..вычки п..рядочного ч..ловека его запачка(н, нн)ые п..рчатки к..зались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке и когда он снял одну п..рчатку то я был удивлён худобой его бледных пальц..в.

224. Прочитайте отрывок из воспоминаний известного композитора XX века С. С. Прокофьева. Определите тему текста. Запишите текст от третьего лица.

Какие знаки препинания пропущены? Найдите сложные предложения с различными видами связи и составьте схемы этих предложений.

    Для конкурса я выбрал (не)классический к..нцерт а свой. С классическим я (не)ра(с, сс)чит..вал переиграть2 моих Конкурентов мой же к..нцерт мог пор..зить вообр..жение экзам..наторов новизной своей техники они просто могли (не)сообр..зить как я с нею справился... С другой стороны если бы я проиграл конкурс вышло бы (не, ни)так зазорно ибо (не)ясно было из-за чего я проиграл из-за плохого к..нцерта или из-за плохой игры... Из двух своих к..нцертов я выбрал Первый Второй прозвучал бы слишком дер..ко в стенах консерватори.. .

225. Перечитайте текст предыдущего упражнения и запишите ответ на вопрос: «Какие черты личности юного композитора-новатора С. С. Прокофьева, по вашему мнению, отразились в его воспоминаниях?» Учтите, что по консерваторской традиции на публичном конкурсном экзамене полагалось сыграть какой-либо классический фортепьянный концерт, а не собственное сочинение студента.

226. Вы закончили изучение систематического курса русского языка.

В 5-7 классах вы занимались по учебникам, один из авторов которых - Михаил Трофимович Баранов. Его известность такова, что, если в книжном магазине вы попросите школьные учебники русского языка М.Т. Баранова, вас поймут, несмотря на то что он не единственный автор этих книг. Прочитайте данный ниже текст и узнайте о человеке и учёном М.Т. Баранове.

Сколько частей вы выделите в тексте? Озаглавьте каждую из них. Какую информацию об авторе вам хотелось бы рассказать друзьям, знакомым, родным?

МИХАИЛ ТРОФИМОВИЧ БАРАНОВ
(1924—1999)

Михаил Трофимович Баранов

    Михаил Трофимович Баранов — учёный, педагог, специалист в области методики преподавания русского языка, человек, отдавший свой ум, талант, щедрость души делу обучения отечественному языку в школе и вузе. Жизнь М. Т. Баранова — яркий пример того, как много может сделать человек, с какими трудностями справиться, если помыслы благородны, ум ясен, воля сильна. Можно с полным правом утверждать, что М. Т. Баранов сам сформировал себя как личность, сам был творцом своей человеческой, научной, профессиональной судьбы. Сирота (он воспитывался в детском доме г. Мценска), солдат с первых дней Великой Отечественной войны (участник боёв на Сталинградском и Воронежском фронтах), тяжело раненный в боях, он провёл год в госпитале, а выйдя из него, начал жизнь с чистого листа. По окончании войны получил высшее педагогическое образование, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертацию, стал профессором, заведующим кафедрой одного из ведущих педагогических вузов страны — Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Широко эрудированный и работоспособный, он имеет в списке научных трудов более 280 наименований. Вплоть до последних дней жизни М. Т. Баранов работал учителем русского языка в школах Москвы и учил студентов в вузе. Сочетание в одном лице учителя-практика и учёного-теоретика позволило ему активно работать над созданием программ и учебников. Школьникам М. Т. Баранов известен и как создатель оригинальных словарей: «Школьного орфографического словаря русского языка» и «Школьного словаря образования слов русского языка».

 

 

Рейтинг@Mail.ru