Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Сложные предложения с различными видами связи

 

§ 40. Публичная речь

    Публичная речь — это речь, рассчитанная на публику, т. е. на определённую группу (массу) людей. Это речь лектора в большой аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции и т. д.

    Не следует смешивать понятия «публичный» и «публицистический». Речь на митинге, если в ней ставятся общественно значимые проблемы, звучат призывы, выражается протест или поддержка определённым начинаниям, одновременно может характеризоваться как речь публичная и публицистическая. Иначе говоря, она произносится в публицистическом стиле.

    Выступающий с научным докладом, если его задача - донести = до слушателей результаты исследований, пользуется научным стилем языка (не публицистическим).

    Публичная речь имеет свои особенности: говорящий часто использует обращения, риторические вопросы, различные языковые средства, которые помогают установить и поддерживать контакт с аудиторией (мы уже обсуждали (говорили), переходим к следующему аргументу и т. д.).

220. Прочитайте высказывания выдающегося судебного оратора А. Ф. Кони. Какие требования (условия), по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично? Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи?

Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «А. Ф. Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана. Поставьте пропущенные знаки препинания.

    Умение говорить публично достигается выполнением ряда требований лишь при наличности которых можно его достигнуть. Этих требований или условий по моим наблюдениям и личному опыту несколько. Нужно знать предмет о котором говоришь в точности и подробности выяснив его положительные и отрицательные свойства нужно знать родной язык и уметь пользоваться его гибкостью богатством и своеобразными оборотами, причём конечно к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы.

    Говорить следует громко отчётливо (дикция) не монотонно по возможности выразительно и просто.4 В тоне должна быть уверенность убеждённость сила.

    Тон речи может повышаться но следует вообще менять тон повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы. Тон подчёркивает. Иногда хорошо «упасть» в тоне с высокого вдруг перейти на низкий сделав паузу. Точных указаний делать по этому вопросу нельзя может подсказать чутьё лектора вдумчивость. Следует помнить о значении пауз между частями устной речи они то же, что абзац или красная строка в письменной. Речь не должна произноситься одним махом она должна быть живым словом.

    Лектор должен быть в достаточной мере освещён лицо говорит вместе с языком.

    Краткость речи состоит не только в краткости времени в течени.. которого она произносится. Лекция может идти целый час и всё-таки быть краткой она же при 10 минутах может казаться длинной утомительной. Краткость отсутствие всего лишнего не относящегося к содержанию всего того водянистого и засоряющего чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей.

221. Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Воскресение». В нём содержится часть выступления товарища прокурора в суде над Масловой, одной из героинь романа, и оценка этого выступления в репликах председателя и одного из членов суда.

Согласны ли вы с этими репликами? Найдите в речи товарища прокурора несоответствия требованиям к устной публичной речи (см. текст предыдущего упражнения). Найдите отступления от темы. Опирается ли выступающий в своих выводах на факты?

    Товарищ прокурора говорил очень долго, с одной стороны, стараясь вспомнить все те умные вещи, которые он придумал, с другой стороны, главное, ни на минуту не остановиться, а сделать так, чтобы речь его лилась, не умолкая, в продолжение3 часа с четвертью...

    — Женщина эта, — говорил товарищ прокурора, не глядя на неё, — получила образование, — мы слышали здесь на суде показания её хозяйки. Она не только знает читать и писать, она знает по-французски, она, сирота, вероятно несущая в себе зародыши преступности, была воспитана в интеллигентной дворянской семье и могла бы жить честным трудом; но она бросает своих благодетелей, предаётся своим страстям и для удовлетворения их поступает в дом терпимости, где выдаётся от других своих товарок своим образованием и, главное, как вы слышали здесь, господа присяжные заседатели, от её хозяйки, умением влиять на посетителей тем таинственным, а в последнее время исследованным наукой, в особенности школой Шарко, свойством, известным под именем внушения. Этим самым свойством она завладевает русским богатырём, добродушным, доверчивым Садко — богатым гостем и употребляет это доверие на то, чтоб сначала обокрасть, а потом безжалостно лишить его жизни.

    — Ну, уж это он, кажется, зарапортовался, — сказал, улыбаясь, председатель, склоняясь к строгому члену суда.

    — Ужасный болван, — произнёс тот.

222. Сочинение. Подготовьте публичные выступления для родительского собрания на тему «Взрослые и мы» («Как мы понимаем друг друга», «Что бы хотелось изменить в наших отношениях» и т. д.).

 

 

Рейтинг@Mail.ru