Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах

 

§ 41. Фонетика и графика

    Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их виды, образование, чередование, сочетание друг с другом. Звуки по участию в их образовании различных преград бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [э], [у] состоят только из голоса.

    В каждом согласном есть шум. Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В образовании звонких согласных звуков участвует голос, они состоят из шума и голоса. В сонорных (звучных) согласных голос преобладает над шумом.

    Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:

    [6] [б'] [в] [в'] [г] [г'] [д] [д'] [ж] [3] [3']
    [п] [п'] [ф] [ф'] [к] [к'] [т] [т'] [ш] [с] [с']

    Не имеют парных звуков глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] и сонорные согласные [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [p'], [й]. Согласные делятся на твёрдые и мягкие. Большинство твёрдых и мягких образуют пары:

    [6] [в] [г] [д] [3] [к] [л] [м] [н] [п]' [р] [с] [т] [ф] [x]
    [б'] [в'] [г'] [д'] [3'] [к'] [л'] [м'] [н'] [п'] [р'] [с'] [т'] [ф'] [x']

    Не имеют парных звуков твёрдые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч'], [щ'], [й'].

    Графика - раздел науки о языке, в котором изучаются способы обозначения звуков на письме.

Составьте обобщающую схему «Звуки речи» с классификацией звуков рус- ской фонетики. При этом укажите не все компоненты схемы и предложите одноклассникам её дополнить. Проверьте и оцените выполнение задания.

228. Прочитайте вслух стихотворный текст. Сформулируйте его основную мысль. Найдите 4 слова, в которых на конце произносится звук [т]. Запишите их в фонетической транскрипции. В каком из выделенных слов произносится звук [ф]?

Из древних уральских руд,
Когда — не скажу я точно,
Железное слово труд
Сработано было прочно.
Взвесив его в руках,
Прапрадед сказал сурово:

— Останется жить в веках
Надёжное это слово
Вместе с словами: мать,
Правда,
Народ,
Россия...

(Л. Татьяничева)

229. Выберите для каждой колонки слева один из следующих заголовков: «Произноси перед е твёрдый согласный», «Произноси перед е мягкий согласный». Распределите по колонкам слова, данные справа. Подчеркните в корнях слов непроверяемые безударные гласные.

Подчеркните в корнях слов непроверяемые безударные гласные

Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите стиль и тип текста.

230. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните проверяемые безударные гласные в словах с пропущенными в корне буквами. В первом абзаце поставьте значок (v) над буквами е, ю, я, обозначающими мягкость предшествующего согласного; значок (w) - над буквами ю, е, обозначающими два звука.

Запишите слово праздник в фонетической транскрипции. Совпадает ли количество букв и звуков в этом слове и в выделенных словах?

    Многие говорят мы любим Родину. Это очень важные слова и надо иметь на них права. А это право надо зав..евать своей жизн(?)ю своим трудом своей уч..бой.

    Любить Родину значит жить с ней одной жизн(?)ю. Радоват(?)ся когда у Родины праздник и страдать когда Родине т..жело. И главное — береч(?) Родину. Береч(?) как свою мать. (Не)давать в обиду врагам которые идут на неё с оружием. (Не)давать в обиду пошлякам для которых нет (не, ни)чего св..того. (Не)давать в обиду тем кто дума..т только о себе и забывает о Родине.

    Для человека всё должно быть дорого на своей Родине и её народ и её земля и её история и её завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. Ваши отцы дов..ряют вам самое священное — Родину. Любите её как мать. Как свою мать.

(Ю. Яковлев)

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru